Дата: 08.06.2011

«Областная газета»: На мэров повесили сферу ЖКХ

Министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелёв:

— Поправки в Жилищный кодекс, внесённые 4 июня Президентом Российской Федерации, предусматривают существенное повышение ответственности органов местного самоуправления за деятельность управляющих компаний и оказание содействия гражданам в управлении домом. Муниципалитеты будут обязаны помогать гражданам в проведении общих собраний, в выборе способов управления домом и осуществлении контроля над управляющими компаниями. Нужно признать, что проблемы во взаимоотношениях между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими компаниями возникают по причине того, что, несмотря на предпринимаемые меры, большинство граждан по-прежнему пассивны и не решают вопросы управления общедомовым имуществом. Многие из них находятся в информационном вакууме, не понимая своих прав и обязанностей в вопросах этого взаимодействия. В настоящее время на территории региона насчитывается порядка 93,5 тысячи многоквартирных домов. Жилищный кодекс Российской Федерации даёт возможность определять способ управления своими домами самим жителям. В Свердловской области предпочтение управляющим компаниям отдали 64 процента собственников помещений в многоквартирных домах.

Но, судя по возрастающему в последнее время количеству обращений, жителей не всегда удовлетворяет деятельность этих организаций. Как показывает практика, чаще всего недовольство граждан вызывают низкие надежность и качество предоставляемых услуг, а также отсутствие сведений о деятельности обслуживающих их организаций. И зачастую эти жалобы справедливы и обоснованны. Есть типичные случаи, которые встречаются практически в каждом муниципальном образовании.

Сегодня некоторые управляющие компании, пользуясь тем, что в решениях общего собрания собственников жилых помещений — органа управления многоквартирным домом, зачастую не указаны условия договора, умышленно идут по пути отступления от требований законодательства, предлагая собственникам не конкретный его текст, а формальный с общими ссылками на нормативные документы.

Процедура подготовки и проведения общего собрания собственников жилья часто проводится с нарушениями: срыв сроков уведомления собственников, неправильный расчёт и подсчёт числа голосов собственников, отклонение от повестки дня собрания, нарушение кворума.

В результате допущенных нарушений порядка проведения общего собрания при смене управляющей компании часть жителей, в установленные законом сроки (не менее 10 дней), не уведомляются о проведении общего собрания. Несмотря на то что общее собрание правомочно, жители, не принимавшие участие в общем собрании, отказываются признавать новую управляющую компанию и заключать с ней договор управления.

Часто не соблюдается порядок определения и изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме

По всем правилам он должен согласовываться и устанавливаться на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Зачастую и эта норма закона управляющими компаниями игнорируется. По причине того, что, в нарушение положений Жилищного кодекса, организации зачастую отказываются предоставить потребителям информацию о том, какие расходы включены в плату за содержание и ремонт общего имущества, возникают конфликты по вопросам начисления оплаты коммунальных услуг за общедомовое потребление (места общего пользования).

На наш взгляд, снять существующие разногласия и справедливые нарекания граждан в данном вопросе помогут утверждённые в мае текущего года Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Данный документ предусматривает деление нормативов потребления коммунальных ресурсов на две части — индивидуальные и общедомовые. И это обстоятельство поставит в равные условия всех собственников жилых помещений — и тех, кто оплачивает услуги по показаниям индивидуальных приборов учёта, и тех, кто платит по нормативам, поскольку и те, и другие будут заинтересованы в экономии ресурсов. Более того, для последних деление норматива станет стимулом к установке в своих квартирах приборов учёта. По поручению губернатора Александра Мишарина и правительства Свердловской области нашим министерством подготовлен ряд предложений в адрес Минрегионразвития РФ для внесения изменений в Жилищный кодекс . Так, сегодня назрела необходимость законодательно закрепить минимальный набор требований, которым должна удовлетворять управляющая организация, в том числе по составу активов, перечню обязательных работ (услуг) по управлению многоквартирным домом, квалификации персонала, гарантиям качества и надёжности деятельности, а также ответственности перед потребителями за вред, причинённый в ходе осуществления деятельности обслуживающей организации. Законодательного определения требует и процедура смены управляющей компании при достижении показателей, свидетельствующих о её дефолтном состоянии. Одним из наиболее значимых мероприятий, проводимых в настоящее время в Свердловской области, считаем разработку отраслевых стандартов качества для управляющих компаний, а также рассмотрение вопроса о создании при муниципальных образованиях области центров оказания консультативной помощи гражданам в сфере ЖКХ.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать