Дата: 08.06.2011

«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: С бесконтрольной чёрной дырой ЖКХ решено покончить

Аналитики группы «ФинЭкспертиза» выдали информационную бомбу: темпы роста стоимости услуг ЖКХ в подавляющем большинстве регионов России существенно выше темпов общероссийской инфляции и темпов роста среднедушевых доходов граждан.

В среднем по стране за исследованный период с января 2007 года по январь 2011 года превышение в 1,8 и 1,9 раза соответственно; однако есть регионы, где показатели доходят до 2,7 (Алтай, Белгородская область), 2,8 (Карелия) и 3,5 (Москва). Абсолютный лидер Чеченская Республика, где рост стоимости коммунальных услуг превысил темпы инфляции в 10,7 раза.

Сразу скажу, что Свердловская область тоже в верхней части списка по превышению роста стоимости услуг ЖКХ над темпами инфляции (2,2 раза), но соотношение с ростом среднедушевых доходов равно общероссийскому показателю.

Независимые эксперты в голос говорят, что ощущение такое, будто ЖКХ «остаётся бездонной бочкой», и делают вывод: «Либо мы должны видеть модернизацию — и в этом случае мы будем понимать, за что платим с каждым годом всё больше и больше, — либо надо переходить на локальные системы везде, где это возможно».

«Локальные системы» — это котельные, системы водоочистки и т. п. масштаба микрорайона, квартала, жилого комплекса или даже отдельного дома. В принципе, Екатеринбург — среди лидеров по этому направлению: всю страну заинтересовал опыт реконструкции по инициативе жильцов «Городка чекистов», соответствующие технические решения изначально применены в проекте «Академического». Проект «Хозяин дома» включен в Стратегический план развития Екатеринбурга.

Благодаря стратегии на обновление коммунальной инфраструктуры рост стоимости услуг ЖКХ в уральской столице намного меньше, чем в среднем по области; более того, рост среднедушевых доходов в городе опережает рост тарифов ЖКХ. Конечно, это следствие и того, что мэрия Екатеринбурга всё предыдущее десятилетие настойчиво проводила линию на поэтапный переход к полной оплате услуг ЖКХ населением, не допуская чрезмерного роста тарифов (в других территориях доходило до манифестаций жителей). И в этом году ставки за содержание жилья в Екатеринбурге выросли в соответствии с федеральными нормативами (не выше 15%), в то время как в Москве — на 20%, в Вологде — на 25%, в нашем Качканаре — на 21,3%. Кроме того, мэрия Екатеринбурга реализует программу поддержки малоимущих горожан, выплачивая им жилищные субсидии.

Решена у нас и проблема собираемости и скорости прохождения платежей от конечного потребителя до поставщиков различных ресурсов и услуг. Опыт созданной в столице Урала единой службы расчёта и сбора платежей — ЕРЦ — перенимают в других российских городах. В том числе и на уровне региона — для населённых пунктов области сейчас пытаются создать по образцу ЕРЦ некий «Региональный информационный центр», который, конечно, не сможет в ближайшие годы приблизиться к уровню эталона, однако в глубинке такая ситуация, что даже это будет огромным шагом вперёд.

Однако и успешный Екатеринбург сталкивается с общими для России проблемами — например, в сфере управления жилищным фондом. В Екатеринбурге сегодня 80% жилищного фонда находится в прямом ведении управляющих компаний (УК), чуть менее 20% — товарищества собственников жилья (ТСЖ), и 0,2% — так называемое непосредственное управление в малоквартирных домах. Как показывает практика, наибольшее число конфликтов происходит в ТСЖ: парадокс, задумывали их как наиболее демократичную форму управления многоквартирными домами, а в итоге зачастую получается, что, надавав кучу красивых обещаний, некие ушлые граждане приватизируют финансовые потоки; переизбрать же их или вообще сменить форму управления фондом жильцам по действующему ЖК весьма сложно…

Муниципалитет, конечно, не бросает на произвол судьбы проблемные дома, но его полномочия в этом смысле крайне ограничены тем же Кодексом. Что касается управляющих компаний, мэрия выступила в этом году с инициативой организовать объединяющую их городскую ассоциацию — для повышения прозрачности их работы, более тесного взаимодействия с горожанами.

Думается, теперь реализовать намеченное будет проще: помогут изменения в Жилищный кодекс, которые подписал Президент (закон о них опубликован вчера в «Российской газете»). Одна из главных целей закона — обеспечить правовую защищённость собственников в многоквартирном доме при выборе любого из трёх способов управления домом; документ даёт возможность контроля в сфере управления многоквартирными домами со стороны власти. До 1 марта 2013 года жилищные инспекции должны проверить законность создания всех уже существующих ТСЖ и избрания УК (но если в инспекцию поступит жалоба от жителей конкретного дома, такое ТСЖ или УК проверят вне очереди). Возвращаясь к вопросу об инициативе мэрии Екатеринбурга, то, согласно пояснению в комментарии к закону председателя профильного комитета Госдумы Павла Крашенинникова, создание саморегулируемых организаций УК законодатели рассмотрят отдельно.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать