Дата: 19.05.2011

Сельхозрынки Свердловской области: проблем больше, чем перспектив

В Екатеринбурге состоялся круглый стол по проблемам торговли сельхозпродукцией. Представители власти и бизнеса обсудили изменения в федеральное законодательство, которое гласит, что до 2015 года уличная торговля на рынках должна исчезнуть, а продукция фермеров и садоводов будет выставляться только в капитальных помещениях. Бизнес недоволен такой ситуацией и видит в ней только минусы и для себя, и для потребителей.

«Из-за того что уличной торговли не будет, а будет только торговля в капитальных помещениях, аренда для фермеров возрастет, ведь коммунальные услуги никуда не деть. За последние 5 лет коммунальные расходы выросли на 40%, арендная плата за землю — в 3 раза. Расходы с каждым годом растут, а доходы при этом минимальны. Чтобы как-то снизить нагрузку на себя, производители сельхозпродукции вынуждены будут поднимать цены. А это пойдет в минус покупателю», — заявил директор ООО «Шарташ-Сервис» Александр Пьянков.

При этой ситуации бизнес готов прогнозировать исчезновение рынка как класса и даже сравнивает свои сложности с известным дефицитом детских садов.

«Сельхозпроизводители развиваются, и года через 3–4 их продукцию будет негде продавать. Это сравнимо с ситуацией по детсадам: демография поднялась, а мест, куда можно было бы отдать ребенка, нет», — заявил директор МУП «Колхозный рынок» (г. Новоуральск) Тимофей Бархатов.

У Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области тоже неутешительные данные.

Доля оборота розничной торговли сельхозпродукцией на продовольственных рынках области и так снижается с каждым годом. В 2008 году она составляла 12,3%, в 2010-м — уже 7,3%. Это значит, что потребитель продовольственной продукции все же не готов идти на рынок, — привычнее сходить в магазин шаговой доступности, сеть которых становится все шире.

На территории области на данный момент работает 50 универсальных рынков, 11 непродовольственных, 4 продовольственных и 2 авторынка. При этом большинство объектов не соответствует законодательным нормам.

Продажа сельскохозяйственной продукции — явление сезонное, процесс идет с мая по октябрь. Предприниматели уверяют: львиная доля площадей в капитальных помещениях уже сегодня пустует, так как зимой арендаторов становится меньше. Однако с будущими изменениями в летний период существующих капитальных помещений на рынках для всех все же не хватит.

«Если мы закроем уличную торговлю, как того требует закон, тогда нам в летний период не хватит всем места в крытом помещении рынка, нужно будет расширяться, а средств на строительство нет. При этом зимой, по окончании сезона, большая площадь крытого помещения будет попросту пустовать», — прогнозирует А. Пьянков.

Реализация закона приведет и к росту безработицы.

«Закрывая уличную торговлю в Новоуральске, мы оставляем без работы порядка 300 человек», — говорит Тимофей Бархатов.

По версии бизнеса, безболезненный выход из ситуации все же есть. Необходимо разрешить торговать не только в капитальных, но и в любых стационарных сооружениях.

По словам предпринимателей, возведение таких строений более реально, так как менее затратно. Кроме того, предприниматели считают, что сроки вступления закона в силу надо продлить хотя бы до 2017 года.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать