Стартапы: шаг в будущее
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил управляющий партнер компании «Прожектор» Леонид Волков.
— Леонид Михайлович, одним из основных направлений деятельности компании «Прожектор» является поддержка стартапов в сфере IT. Со сколькими проектами вы сейчас работаете? В чем заключается ваша роль в их реализации?
— Действительно, одно из основных направлений работы компании «Прожектор» — это поддержка новых, интересных, перспективных проектов. Я и моя жена Наталья — а это, по сути, весь штат экспертов нашей компании — выступаем в качестве бизнес-ангелов — специалистов, которые консультируют молодые команды разработчиков, помогают им довести свой продукт до готовности и продать на рынке. У нас есть огромный опыт такой работы, и мы делимся им с разработчиками. Также мы занимаемся поиском венчурного инвестирования для стартапов. В наиболее интересные проекты вкладываем собственные деньги.
В настоящий момент в разработке у нас находится более 10 проектов. Некоторые из них уже работают, другие существуют пока только в виде идей.
— Расскажите о проекте, который уже начал работать.
— Наш первый и на данный момент наиболее разработанный проект — это компания «1С: Бизнес-услуги». Она была создана нами совместно с компанией «1С» и представляет собой сервис по бухгалтерскому аутсорсингу, выполненный на современном техническом уровне.
Сам по себе бухгалтерский аутсорсинг — идея не новая. Уже достаточно давно бизнес понял, что некоторые функции выгоднее передавать специализированным компаниям. В Европе вы вообще не найдете малого и среднего бизнеса с собственной бухгалтерией. Сейчас наиболее распространенной является схема, при которой компания раз в квартал приносит свои первичные финансовые документы внешнему бухгалтеру, который составляет отчет и отправляет его в контролирующие органы. Существенный недостаток этой схемы — ее принципиальная непрозрачность. Клиент не знает, что именно происходит с его документами, на какой стадии находится работа, когда будут сданы отчеты. Для него работа бухгалтеров — черный ящик, который он не может контролировать. Другое существенное неудобство — необходимость ногами ходить к бухгалтеру и носить ему пачки документов.
Мы решили принципиально изменить эту схему, выстроить отношения между клиентом и бухгалтером с помощью Интернета. Предприниматель получит возможность через сайт выгрузить свою первичную отчетность из программы учета — как правило, это «1С: Бухгалтерия». Ему не надо никуда идти. Здесь же, на сайте, он сможет проследить все стадии работы бухгалтера с его документами в режиме онлайн-мониторинга. Это решает проблему прозрачности.
— В какой стадии находится реализация проекта? Каковы горизонты его окупаемости?
— Компания «1С: Бизнес-услуги» работает уже несколько месяцев. Полностью сформирован штат, готово помещение, растет клиентская база. Программное обеспечение и сайт находятся в стадии разработки. Сейчас на нашем сайте реализованы только ограниченные возможности для клиентов, такие как заполнение заявки на регистрацию, но это только начало большой работы. Пока же мы работаем по стандартной схеме бухгалтерского аутсорсинга. И эта наша принципиальная позиция: мы хотим на себе проверить и старый, и новый подходы, почувствовать разницу.
Новый интерфейс должен быть запущен в феврале следующего года. Тогда компания станет предоставлять полный спектр услуг.
Что касается финансовых показателей, то на самоокупаемость компания должна выйти в середине 2011 года, полностью окупить затраты — к середине 2012-го.
— Насколько данный проект является новым для нашего и мирового рынков?
— Для России это несомненная инновация. Насколько мне известно, подобным образом у нас не работает никто. Для мирового рынка такая схема работы — обычное дело. Подобные схемы начали внедряться там еще 2 года назад. Сегодня это общее место. Надеюсь, что с нашей помощью такая форма аутсорсинга станет привычной и у нас.
— В этом проекте вы выступаете как инвестор и совладелец. А можете ли рассказать о стартапах, где вы работаете как бизнес-ангел?
— Один из таких проектов — Timeliner. Это первый стартап, с которым я начал работать. Проект я увидел на первом уральском стартап-поинте, который прошел в мае этого года. Тогда он стал победителем, привлек мое внимание, и мы начали совместную деятельность.
Timeliner — это онлайновый сервис удаленной записи для провайдеров услуг фиксированной длительности через сайты третьей стороны. За сложным определением скрывается достаточно простой смысл. На рынке присутствуют сотни компаний, предоставляющих услуги по фиксированной записи, — это парикмахерские, автомойки, стоматологические кабинеты, нотариусы, поликлиники, салоны красоты, многие и многие другие. Как правило, клиенты записываются по телефону. Но для многих современных людей гораздо проще и удобнее сделать то же самое через Интернет. Особенно если там они смогут найти электронное расписание и увидеть, какие дни и часы заняты, а какие свободны.
Но большинство провайдеров услуг не имеют собственного сайта. Это дорого и непонятно, с ним сложно организовать работу. Его необходимо продвигать и тратить на это деньги. Технология Timeliner позволяет решить эту проблему.
Провайдер услуг получает возможность разместить небольшое информационное окошко с электронной очередью и формой записи на услуги на любом сайте. При наведении курсора на название компании будет всплывать окно, с помощью которого можно быстро выяснить, какие часы свободны, и записаться на удобное время. Информация будет в режиме онлайн поступать менеджеру парикмахерской или автомойки. Он же обновляет информацию в окне через свой интерфейс.
Программа, на наш взгляд, будет интересна всем. Для сервис-провайдера это возможность получить поток клиентов через Интернет вне зависимости от наличия или отсутствия своего сайта. Для поисковой системы это возможность предоставления дополнительного сервиса. Для простого пользователя Сети — удобный способ найти необходимые услуги.
— Под вашим патронажем разрабатываются только программные продукты?
— Мы стараемся работать именно с софтом, так как эту сферу знаем досконально. Но в кейсе компании «Прожектор» есть и один хардверный продукт. Разработка получила название «Октодон». Это инновационная идея одного местного изобретателя, Алексея Лысенко, которую я подхватил и в которую инвестирую. Мне кажется, это устройство, которое может реально изменить мир, стать частью жизни каждого из нас.
Думаю, все мы сталкивались с проблемой печати на устройствах с тачскрин-клавиатурой. У них нет «обратной связи» — отдачи, и потому на них очень сложно, практически невозможно печатать вслепую. В результате скорость набора текста оказывается невысокой, и использовать их как серьезный рабочий инструмент для набора текстов становится затруднительно.
Устройство «Октодон» призвано разрешить эту проблему. Оно представляет собой накладку на заднюю поверхность телефона или планшета, на которой расположены 8 джойстиков, по одному на каждый из пальцев, держащих устройство сзади. Каждый джойстик имеет 4 положения, что дает нам возможность набирать 32 различных символа. Этого более чем достаточно для английского алфавита и — с некоторыми поправками — русского тоже. Большие пальцы используются для прокрутки экрана и оперирования с функциональными клавишами.
Для того чтобы овладеть методом слепой печати на «Октодоне», нужно несколько часов. Тесты показывают, что благодаря принципу «один палец — одна кнопка» сделать это можно гораздо быстрее, чем на стандартной qwerty-клавиатуре.
— В какой стадии реализации находится проект? Каковы его дальнейшие перспективы?
— В июле этого года мы подали заявку на патент на изобретение устройства быстрого слепого ввода на мобильном устройстве. Сейчас мы оформляем международный патент, и приоритет будет принадлежать Екатеринбургу.
Уже собран и успешно функционирует опытный образец. Сейчас изготавливаются промышленные образцы из промышленных же материалов. Конечно, мы понимаем, что вряд ли сможем наладить в Екатеринбурге массовое производство этого устройства. Смысл его изготовления в том, чтобы продемонстрировать на ведущих международных выставках, найти зарубежных инвесторов и вендоров и, в конечном счете, продать идею и патент крупной международной корпорации, которая сможет наладить массовое производство «Октодонов», а также интеграцию джойстиков в корпус мобильных устройств.
— Однако большая часть ваших проектов все же реализуется в Интернете?
— Да, это так. Более того, «Прожектор» даже работает над созданием социальной сети. Проект Домосайт — это социальная сеть домов и живущих в них людей. Одновременно это проект по комплексной информатизации жилых многоквартирных домов и созданию внутри них особой коммуникативной среды.
Сегодня никого не удивляет, что, покупая телефон, ты получаешь к нему компакт-диск с программным обеспечением. Точно такой же диск может идти в комплекте с фотоаппаратом, камерой, автомобилем. Думаю, никого не удивит, если CD с программным обеспечением будет поставляться вместе с пылесосом или феном. Современная квартира — это тоже очень сложный технический объект. И очень хочется, чтобы вместе с ключом новоселы получали от застройщика или управляющей компании еще и USB-брелок с ключом и программным обеспечением для автоматизации работы различных домовых систем. С его помощью можно будет снимать и отправлять в компанию показания счетчика, участвовать в голосованиях и общих собраниях жильцов, подавать заявки на устранение неисправностей, заказывать мелкий ремонт, приглашать сантехника, электрика, клининговые службы. Благодаря этому можно реализовать различные функции «умного дома», например — перекрыть воду и снизить уровень отопления на время отпуска или переключить на свой монитор камеры наблюдения за подъездом, когда к нему подходят ваши родные. Он же может стать пропуском на форум дома, к различным внутридомовым ресурсам. Такой брелок делает жильца частью интегрированной информационной системы дома.
Так вот, сейчас мы делаем интегрированную платформу для реализации всех подобных систем. Конечно, готовые решения будут отличаться от дома к дому в зависимости от запросов заказчиков, но сейчас мы готовим некое комплексное решение.
Первая версия продукта уже запущена и функционирует. Но пока это сделанная «для себя» авторская разработка, которой еще только предстоит стать коммерческим продуктом.
Когда проект удастся довести до ума, мы планируем продавать такое решение застройщикам, для которых наличие интегрированной информационной системы может стать дополнительным плюсом для привлечения покупателей. Когда проект будет распространен на значительное число домов, он превратится в уникальный по точности таргетинга рекламный носитель. Мы сможем продавать рекламу с доставкой с точностью до дома, что другими методами интернет-рекламы просто невозможно.
Сейчас проект находится на стадии бета-тестирования. Основные технические решения оформлены. Мы ищем партнеров для начала внедрения наших идей.
— Также вы занимаетесь и некоммерческими, социальными проектами?
— Да, таких проектов несколько. Не могу сказать, что они совершенно некоммерческие, просто на данном этапе не до конца ясно, как их можно будет монетизировать в дальнейшем. В то же время все они представляются мне перспективными, способными привлечь десятки и сотни тысяч, а то и миллионы людей.
Один из таких проектов — сайт Dalslovo.ru. Он уже начал свою работу в режиме бета-тестирования. Это сервис общественного мониторинга публичных обещаний политиков, общественных деятелей и государственных чиновников. Суть его проста: когда один из власть предержащих дает публичное обещание, оно фиксируется на сайте и заносится в календарь. Когда срок исполнения обещания подходит к концу, все мы сможем увидеть, выполнено оно или нет.
Все обещания на сайт присылают пользователи вместе с ссылками на официальный источник, в котором сообщается о произошедшем. Модератор отбирает наиболее интересные и значимые. Когда на сайте накопится достаточная база обещаний, мы сможем делать ежемесячные, еженедельные, а возможно, и ежедневные обзоры наиболее интересных из них.
Другой проект из этой категории — волонтерский портал. Это, пожалуй, один из наиболее значимых социальных проектов, которыми я занимаюсь. Главная его цель — свести вместе неравнодушных людей, готовых что-то делать на благо ближних, и проекты, нуждающиеся в их помощи.
В ходе своей депутатской и общественной работы я столкнулся с тем, что вокруг нас существует огромное количество неравнодушных людей, реально готовых так или иначе помогать сделать этот мир лучше. Это те люди, которые поднялись на третью ступень пирамиды Маслоу и хотят заняться волонтерством. Многие из них готовы посвятить волонтерской работе несколько часов в неделю, пожертвовать определенной суммой денег. Но часто они просто не знают, как и где они могут быть полезны.
С другой стороны, существует масса организаций и проектов, которые нуждаются в поддержке неравнодушных людей. Но часто они просто не знают, как докричаться до них, как выйти на контакт.
Кроме того, большинство волонтерских организаций подразумевают постоянное членство, необходимость посещать все мероприятия. Людям, которые просто хотят помогать ближним и имеют ограниченное количество свободного времени, постоянное членство в таких организациях неудобно, да и неинтересно. Но они могут помогать им в отдельных мероприятиях или проектах.
Наш сайт позволяет решить эти проблемы. Портал будет напоминать своеобразный аукцион. Организации будут размещать на нем информацию о проводимых мероприятиях и требования к кандидатам на участие. Желающие откликнуться будут выбирать себе проект по душе и участвовать в нем.
Портал сейчас находится на стадии разработки. Так как делается он на добровольно-волонтерских началах, о сроках его завершения говорить пока сложно.