Эксперты рынка бизнес-образования: Российские бизнес-программы устарели из-за перемен в экономике
В России, по мнению экспертов, в условиях финансового кризиса наблюдается значительное падение рынка бизнес-образования.
«Объемы рынка бизнес-образования в связи с финансовым кризисом снизились достаточно серьезно, на 60—70%. Это естественно, потому что первая реакция любого бизнеса на кризис — это сокращение своих затрат. Компании сокращают все затраты на персонал, в том числе на образование. Организации стараются либо не обучать вообще своих сотрудников, либо обучать на краткосрочных программах. В результате этого спрос на долгосрочные программы упал как минимум на 50%», — сообщил генеральный директор ООО «Страховая компания «Северная казна», бизнес-тренер ООО «Учебно-консультационный центр «Технологии управления бизнесом» Александр Меренков.
«Рынок бизнес-образования в России в целом сократился примерно на 50%. Скорее всего, это снижение продолжится в ближайшей перспективе. Екатеринбург, как один из «продвинутых» в этой сфере городов, скорее всего, начнет «оживать» раньше других. К осени возможен небольшой рост», — заявил УрБК бизнес-тренер, региональный менеджер ООО «Страховая компания «СиВ Лайф» Андрей Андреев.
Отметим, что снижение объемов рынка бизнес-образования произошло в основном за счет средних и малых компаний, для которых обучение сотрудников не являлось обязательным и методичным, а проводилось от случая к случаю при наличии у компании лишних средств.
«Отмечу, что крупные компании не сократили расходов на бизнес-образование. Руководители таких организаций считают, что в кризис обучать сотрудников необходимо — это даст дополнительные конкурентные преимущества. Сократили же расходы на обучение персонала те компании, где эта статья расходов формировалась исходя из имеющихся денежных излишков. У них бизнес-образование не было забито в бюджет. Сейчас же, во время кризиса, они сокращают эти расходы», — добавил А. Андреев.
Наибольшие сложности испытал на себе рынок долгосрочных курсов, в том числе МВА.
«Что касается MBA, то сейчас почти никто не может набрать группу. В результате компании не знают, как поступить: то ли начинать обучение себе в убыток, то ли не начинать обучение вообще. MBA сейчас находится ниже точки безубыточности. Люди не готовы сейчас на таком рынке инвестировать деньги в долгосрочные проекты», — заявил УрБК директор ООО «Компания «Менеджмент Апгрейд», кандидат экономических наук, бизнес-преподаватель по финансам на программах MBA Алексей Зайцев.
Однако не только большие затраты и длительность результата не приносят привлекательности МВА.
«Те знания, которые давали программы бизнес-образования, в настоящее время являются устаревшими из-за перемен в экономике. К примеру, MBA — это набор кейсов в некоторых стандартизированных условиях. Условия кризиса же стандартизированными не являются, и для новой экономики, которая появится после кризиса, пока не придумано никаких кейсов. Они появятся только через год или два. Соответственно, краткосрочное образование также было направлено на обучение людей каким-либо психологическим техникам, управленческим навыкам, но опять же в стандартных условиях. Сейчас, в новых условиях, будут востребованы прикладные практические программы, направленные в первую очередь на обучение учащихся самостоятельно мыслить», — добавил генеральный директор ООО «Страховая компания «Северная казна», бизнес-тренер ООО «Учебно-консультационный центр «Технологии управления бизнесом» Александр Меренков.
«Раньше программы основывались на агрессивном росте, на амбициозности. Сейчас больше востребованы знания, связанные со способностью быть гибкими и в то же время требовательными, со способностью к выживанию. Даже внутри одной темы, например «бюджетирование», раньше было интересно, как просчитать рост, а сейчас людей больше интересует, как расти в падении, как, падая, захватывать долю на рынке. Об этом раньше вообще никто не говорил. Сейчас есть время трансформировать свои программы. Те компании, которые не будут изменяться, потеряют большую долю рынка», — заключил А. Зайцев.
«Программа MBA была подготовлена в докризисный период и не предполагала столь кардинальных изменений в экономике. Сейчас выпускникам MBA нередко оказываются не нужны те знания, которые им были даны. Им сейчас в большей степени необходимы представления о том, как вести себя в кризис, а такие знания по программе MBA давала лишь одна бизнес-школа Екатеринбурга», — заключил К. Баранников.
Однако, по мнению Андрея Андреева, программы МВА и в докризисный период не приносили ожидаемых результатов.
«На Западе сейчас идет рост МВА, потому что у людей освободилось время для образования. У нас же, наоборот, наблюдается падение за счет корпоративных клиентов. При том, что в России, по факту, МВА нет. Даже самые известные бизнес-школы России: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московская школа управления СКОЛКОВО, Высшая школа экономики — не дают того, что дает МВА на Западе. В этом плане нам не хватает профессионального уровня в данной сфере. Только когда у нас появятся профессора с бизнес-опытом, как это делается везде, у нас будет МВА. Пока что в России это вторичное образование, в принципе, как и вся сфера тренингов. Та система МВА, которая есть у нас сегодня, не дает ожидаемой отдачи для обучающихся. Как правило, люди, обучающиеся на курсах МВА, реально получают только знакомства, если сумеют их завести. К тому же знания МВА никак не сказываются на карьерном росте человека. Скорее всего, это связано с тем, что программа не соответствует требованиям российского работодателя. В России требуются иные навыки, потому что у нас другая экономика. К тому же в РФ большая роль в бизнесе определена государству. В нашем бизнесе необходимо иметь связи с чиновниками. Вдобавок организация бизнеса абсолютно другая, начиная с мотивации персонала, заканчивая общим уровнем менеджмента. МВА не дает тех преимуществ, на которые рассчитывают, когда его получают. МВА дает только определенные общие знания, кругозор и знакомства», — сообщил А. Андреев.
Проблемы качества испытывает не только МВА, но и другие сферы бизнес-образования.
«Бизнес-образование в России — это кальки с западных программ, причем зачастую не самые качественные. Существует яркий пример, касающийся технологии продаж СПИН. Сейчас только ленивый не преподает СПИН, хотя в России имеет право преподавать эту программу только одна компания. Если сравнивать качество, то это опять же украденные и перепроданные тренинги. Отмечу, что в условиях финансового кризиса мы наблюдаем некоторое очищение этой сферы бизнеса. С рынка бизнес-образования уже сейчас ушла часть компаний. Я полагаю, что это даже к лучшему, потому что бизнес-образование в России всегда отличалось вторичностью и низким качеством. Такие компании должны быть вытеснены с рынка», — заключил А. Андреев.