На вопросы УрБК о перспективах развития мобильных сетей и высокоскоростного интернета на Урале ответил директор по инфраструктуре уральского филиала компании «МегаФон» Антон Щербаков.— Антон Александрович, расскажите, пожалуйста, какие основные тенденции на рынке можно сегодня выделить?— Общение уходит в интернет, и объем данных, проходящих через сеть «МегаФон», продолжает расти ударными темпами. Сегодня существующие технологии 3G и 4G позволяют обрабатывать увеличивающиеся объемы потребления, однако через 2-3 года, если не эволюционировать, мы можем столкнуться с тем, что если оставить все как есть — мы просто не сможем удовлетворять потребности абонента, либо скорости перестанут расти, либо рост объемов прекратится. В связи с этим уже сейчас мы ищем возможности для технической модернизации — можно назвать это плавной подготовкой к переходу на 5G. Вопрос про 5G очень волнующий, по срокам запуска на Урале не отвечу, но будет обязательно, это неизбежно. К тому же в инновационном развитии всегда должна оставаться интрига, и не хочется обижать 3G и 4G, у которых огромный потенциал.
Дополнительное условие, которое существует сейчас — это современное состояние экономики. Сегодня помимо решения задачи по поиску оптимального пути развития сети, мы заняты поиском революционных вещей, которые позволят вкладывать в сеть меньше средств, но при этом обеспечивать возрастающие потребности рынка.
Например, это работа над оптимизацией частотного ресурса, так как чем больше этот ресурс и чем лучше налажено у оператора управление им, тем больше возможностей для пропуска трафика и предоставления более высоких скоростей интернета. Нужно сказать, что здесь «МегаФон» находится в достаточно выгодном положении, в том числе потому, что может использовать дополнительный частотный ресурс компании «Скартел».
— Какую роль для бизнеса сегодня играет мобильный оператор?— Мобильную связь и интернет уже можно смело назвать пультом управления бизнесом. Коммуникации с коллективом и производством можно осуществлять с помощью телефона или планшета. Если раньше эта связь ограничивалась звонком или смс-сообщением, то сейчас благодаря мобильному интернету можно проводить видеоконференции и пр., да, в общем-то, находясь практически в любой точке планеты, оперативно управлять своим делом.
В нынешних экономических условиях бизнес находится в постоянном поиске путей повышения эффективности. Одно из ключевых направлений — повышение автоматизации производственных процессов, для этого как раз необходимы коммуникативные каналы, в частности, мобильные сети. Если для крупных производств достаточно просто протянуть провод от центрального узла управления, то на небольших предприятиях, таких как заправки, магазины, главным помощником может выступить сеть мобильного оператора.
Уже сегодня наши M2M-решения успешно применяются в бизнесе. Более 6 тысяч фонарей управляются с помощью sim-карт и помогают оптимально освещать улицы города, видеокамеры, работающие через мобильную сеть, отслеживают качество производства, сотрудники добывающей отрасли удаленно получают данные по состоянию трубопроводов и узлов. И таких примеров эффективного применения инноваций — множество. Причем мы не останавливаемся на отработанных кейсах и постоянно ищем дополнительные возможности в партнерствах. Здесь главное само наличие диалога оператора связи и бизнеса — именно с него и начинается взаимовыгодное сотрудничество, открывающее новые возможности. «МегаФон» ориентирует всех своих сотрудников на то, что любой контакт с клиентом — это начало реализации, возможно, самого инновационного продукта в отрасли — и эта идея открытого диалога отлично работает на практике.
— Подведите итоги прошлого года.— Услуги связи прочно вошли в потребительскую корзину. Мы не видим, что люди экономят на общении, которое стало базовой потребностью. К тому же, надо отметить, что благодаря процессам постоянной оптимизации собственной деятельности (о некоторых из которых мы говорили ранее) «МегаФон» удерживает цены, которые сегодня максимально доступны. За 180 рублей в месяц можно получить минуты, интернет и сообщения. Такого нет ни в одной стране мира.
Есть некая стабилизация среднего чека, но она связана не столько с экономической составляющей, сколько с таким понятием, как предел потребления. Сегодня клиенты приобретают пакет, в который входит, например, 1 000 минут в месяц, ему больше и не нужно, просто не с кем и, возможно, некогда столько разговаривать.
Между тем, если по «голосу» мы наблюдаем некую стабилизацию, то по передаче данных рост продолжается. Это связано с наступлением эры видео. Если раньше клиент загружал различные посты и фотографии, то сейчас это видеоматериалы и «живые» фото. Наша сеть полностью готова для передачи такого тяжелого контента, просмотра HD-роликов, видеозвонков — всего, что помогает передать настоящие эмоции.
— Какие меры принимает «МегаФон» для улучшения качества связи и расширения зоны покрытия? — Количество базовых станций постоянно увеличивается. К предыдущему году рост количества новых площадок составил порядка 10%. По всем регионам ситуация разная, ориентируемся на развитие сети там, где услуга наиболее востребована и доступна нам к реализации исходя из экономики вопроса. Основной акцент был сделан на 4G-площадки. К примеру, раньше у нас была станция, на которой находилось оборудование GSM, потом мы установили туда 3G, а затем и 4G. Сегодня во многих городах у «МегаФона» на Урале практически сравнялось количество оборудованных станций 2G, 3G и 4G. Это значит, что дома и в поездках по Уралу связь и быстрый интернет будут надежными попутчиками.
— Как обстоят дела с покрытием в отдаленных районах области?— Мы постоянно делаем измерения сети и инвестируем в те точки, где требуется улучшение покрытия. Это не только новые территории, но и места, где базовые станции перегружены, и для улучшения качества мы устанавливаем дополнительное оборудование. Стираем и «белые» пятна в небольших населенных пунктах. Недавно обрели голос и интернет села Филатовское, Кунгурка, Черданцево, деревни и поселки Карпушиха, Ключи, Коптяки, Мурзинка, Покровск-Уральский, Прогресс, Становая, Тарасково и другие. Продолжаем наращивать потенциал 4G: Сарапулка, Рассоха, Монетный, Кедровое, Кедровка, Верхняя Сысерть, Большой Исток, Аять, Уральский настроились на волну скоростного интернета.
Отдельно работали над покрытием дорог, чтобы в поездках наши клиенты оставались на связи. По заключению Роскомнадзора, у нас самое лучшее покрытие на трассах.
— Какая работа проводится по обращениям населения, связанным с нарушениями в работе связи? — Сегодня вопрос качества связи особенно важен. Операторы практически выровнялись по технологиям, и конкуренция идет на уровне понятия клиентоориентированности. Именно поэтому пожелания абонентов воспринимаются как еще один источник информации для того, чтобы улучшить качество связи.
Важно, что у клиентов появилось понимание: путь по улучшению качества связи — двухсторонний. Мы развиваем сеть, чтобы в условиях жесткой конкуренции быть на высоте, а пользователи при этом отвечают за современность и исправность своего смартфона или планшета, сим-карты, своевременную установку антивирусных приложений и программных обновлений, в чем всегда готовы помочь наши специалисты в контактном центре и офисах продаж.
— Можете назвать приоритетные направления в 2016 году? — Инвестиции в развитие сети в этом году останутся на уровне 2015 года. Мы продолжим развивать 4G, займемся конверсией частот и в части территорий особое внимание уделим дачным и коттеджным посёлкам.
Сегодня поселки, вынесенные за пределы города, становятся уже не дачами, а полноценным местом жительства, и для комфортной загородной жизни людям нужен стабильный голос и комфортные скорости выхода в сеть.
Мы также принимаем активное участие в подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года. «МегаФон» получил бесценный опыт будучи официальной мобильной сетью олимпиады в Сочи, и мы понимаем, что почти все зрители будут с современными смартфонами, трафик фото и видео в социальные сети будет достигать пика. Быстрый и качественный интернет в том числе станет одним из показателей уровня подготовки города Екатеринбурга к этому мировому событию. «МегаФон» уже сейчас в плотном контакте с оргкомитетом начал готовиться к тому, чтобы сеть могла выдержать максимальную нагрузку для комфорта футбольных болельщиков.