Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook объявила о том, что покупает популярное приложение Instagram. Стоимость покупки составит примерно 1 млрд. долларов США. По мнению уральских экспертов в сфере IT, сделка, скорее всего, заключается не по финансовым соображениям, потому что вряд ли принесет выгоду социальной сети. Однако это типичный кейс, которому удалось «взлететь» и который станет хорошим мотиватором для других, в том числе и уральских, компаний.
Сделка по покупке должна быть закрыта уже в этом квартале. Facebook заплатит за приложение не только деньгами, но и собственными акциями. Это крупнейшее приобретение Facebook за все время существования социальной сети. Сделка объявлена буквально за несколько недель до IPO компании — оно может состояться в мае.
Напомним, Instagram — популярное приложение для смартфонов, позволяющее создавать фотографии, обрабатывать их при помощи различных фильтров и публиковать в Интернете. Instagram еще и популярная социальная фотосеть: пользователи могут добавлять друг друга в друзья и комментировать фотографии.
Facebook на протяжении последних лет старалась сделать так, чтобы пользователям было удобно загружать фотографии на страницы соцсети и делиться ими с друзьями и семьей, пишет основатель сети Марк Цукерберг. Теперь компания привлечет к этому и команду Instagram. Создание фотографий с помощью мобильных устройств и их публикация в крупнейшей социальной сети — «разный опыт», признает Цукерберг. Поэтому цель Facebook — не просто интегрировать Instagram в социальную сеть, но и сохранить его как сильный бренд. Поэтому Facebook согласилась на то, чтобы Instagram развивался независимо от Facebook, пишет Цукерберг на своей странице.
Изначально приложение Instagram, выпущенное в октябре 2010 года, существовало только для iPhone. Однако в начале апреля разработчики выпустили версию для Android. Аудитория проекта насчитывает более 27 млн. пользователей, ежеминутно в приложении регистрируются порядка 2 тыс. человек. Ежедневно на сервис загружается более 5 млн. фотографий, а всего пользователи Instagram обменялись уже более чем 1 млрд. фотоснимков, сообщает РИА «Новости».
По мнению управляющего партнера компании RedButton Capital Евгения Шароварина, проект, судя по всему, стоит озвученной суммы. Кроме того, подобные истории серьезно мотивируют других инноваторов на то, чтобы начать генерировать идеи, имеющие шансы на мировое будущее.
«Если за какие-то проекты платят деньги, значит они того стоят. Вообще, в таких вещах имеет большое значение лояльность пользовательской аудитории. У Instagram она действительно большая. Кроме того, приложение обладает большой «залипаемостью»: если человек начал им пользоваться, он продолжает это делать. Это типичный стартап, и это хорошо: чем больше таких будет, тем лучше, ведь любая история успеха побуждает людей на те или иные действия. Что касается нашего региона, то у нас за последние годы на этом рынке сделано немало. Так, наша компания на текущий момент занимается рядом проектов, есть умные люди с горящим взглядом, которым это интересно. А вообще, вывести стартап на международный уровень непросто. Для этого нужна группа инициативных, амбициозных людей, изрядная доля везения и большая трудоспособность», — говорит Евгений Шароварин.
Однако, как полагает управляющий партнер компании «Прожектор» Леонид Волков, себестоимость проекта гораздо ниже суммы, заявленной Facebook. По его мнению, такие деньги социальная сеть готова платить не из финансовых соображений, а ради имиджа.
«В основе сделки по покупке Facebook приложения Instagram лежат не рыночные соображения. Полагаю, решение Марка Цукерберга было не финансовым, а скорее эмоциональным, сродни решению миллиардера о покупке футбольного клуба. Общая идея была в том, что нам этот проект нравится, мы хотим на него влиять. Поэтому оценить с точки зрения рынка эту покупку нельзя», — отметил эксперт.
По мнению Леонида Волкова, уральским айтишникам пока далеко до такого кейса, как Instagram.
«На Урале ни сейчас, ни позже не будет ничего даже близко подобного по капитализации к Instagram. У нас нет ни технологий, ни понимания в головах для раскрутки успешных вирусных социальных сервисов мирового уровня. Для этого нужно быть там, в Силиконовой долине», — полагает Л. Волков.
Между тем пусть на своем уровне, но процесс, что называется, идет. Напомним, накануне стало известно о том, что «Яндекс.Фабрика» финансово поддержит екатеринбургский проект Citrea.
Citrea — компания, разрабатывающая движок совместной работы над текстами для онлайновых коллаборативных сервисов. Внедряемая компанией инновационная технология основана на академических разработках в области глубокого гипертекста. Компания также разрабатывает собственные коллаборативные сервисы для онлайн-СМИ и рабочих групп. Проект был представлен «Яндексу» постоянным партнером из Екатеринбурга Леонидом Волковым.
«Сделанный шаг — лишь первый. Теперь надо оптимально распорядиться полученными от «Яндекса» «посевными» деньгами и, что еще важнее, теми технологическими компетенциями, которые приходят в проект вместе с этими деньгами, чтобы выйти уже на полномасштабное технологическое партнерство через несколько месяцев», — заявил Л. Волков.
Валентина Попова