Дата: 10.09.2010

Верхотурье: окупится ли «Духовный центр Урала»?

Эксперты высказывают сомнение в экономической состоятельности проекта властей Свердловской области по созданию в Верхотурье туристической зоны «Духовный центр Урала». Несмотря на многомиллиардные вложения, город рискует остаться локальным центром паломничества и никогда не окупить инвестиции, потраченные на попытку сделать из него туристический центр.

Напомним, правительство Свердловской области приняло областную целевую программу по формированию туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011—2015 годы. В соответствии с программой будут отреставрированы и восстановлены 68 объектов культурного наследия, входящих в архитектурные ансамбли. В целом на программу будет направлено порядка 10 млрд. рублей. По заявлению председателя правительства Анатолия Гредина, к 2015 году туристический поток в направлении Верхотурья должен быть в объеме не менее 2 тыс. человек в день, а в перспективе — 4 тыс. человек.

Пока Верхотурье может похвастаться только храмами
Пока Верхотурье может похвастаться только храмами

Между тем эксперты рынка внутреннего туризма называют ряд причин, которые могут помешать Верхотурью превратиться в развитый туристический центр, способный не только существовать за счет притока российских и зарубежных гостей, но и наполнять областной бюджет налоговыми поступлениями. Как отмечают аналитики, в основе процветания большинства современных туристических центров лежат доходы, получаемые за счет развитой инфраструктуры по обслуживанию туристических потоков. Благосостояние таких городов формируется далеко не только за счет продажи мест в гостиницах и билетов в музеи — намного больше доходов формируют «дополнительные» туристические сервисы: изготовление и продажа сувениров, заведения общественного питания, различные формы развлечения гостей — от разнообразных театральных и музыкальных постановок, реконструкции исторического быта до игорного бизнеса.

Во многих туристических центрах местными властями перед бизнесом даже ставятся задачи по сборам с каждого туриста. В Европе «средний» турист обычно оставляет в бюджете посещаемого им туристического города от 70 до 200 евро. К показателю в 100 долларов стремятся и традиционные центры въездного туризма Центральной России, такие как города «Золотого кольца». Именно за счет этой дополнительной инфраструктуры существует весь малый туристический бизнес, она кормит жителей этих городов и наполняет местные бюджеты.

К сожалению, в Верхотурье такой инфраструктуры нет, и надеяться на ее появление в ближайшее время не приходится. Причин для этого несколько. Во-первых, это сама специфика духовного центра, подразумевающая такой своеобразный вид туризма, как религиозное паломничество, которое в рамках православной традиции ассоциируется со смирением духа и плоти, а не с расслабленным отдыхом.

Даже в самых развитых отечественных центрах религиозного туризма проблема низких доходов с каждого паломника остается крайне актуальной. Большая часть известных монастырей и мест поклонения живет за счет крупных частных пожертвований и постоянного спонсорства со стороны крупных компаний, а не за счет туризма.

«Паломники не настроены на то, чтобы тратить деньги. Они не смогут обеспечить окупаемость проекта», — считает заместитель руководителя туристической компании ООО «Мидас и Ко» Елена Яценко.

Кроме того, паломничество сезонно. Паломники приезжают по большим православным праздникам, что не обеспечивает постоянного притока. Да и посещение храмов и монастырей в Верхотурье бесплатное — по крайней мере, пока.

Верхотурье, по мнению экспертов, и после реализации проекта богаче не станет
Верхотурье, по мнению экспертов, и после реализации проекта богаче не станет

Вторая, не менее существенная проблема — полное отсутствие в Верхотурье необходимой туристической инфраструктуры. Даже если гость города и решит приобрести местный сувенир или поучаствовать в неком представлении, его будет ждать горькое разочарование.

«В Верхотурье нет того, за что можно было бы отдать деньги, нет туристического продукта: брошюр, рассказывающих об истории города, как таковой сувенирной продукции», — отметила начальник экскурсионного бюро «Эльтранс» Нина Тропина.

Более того, в городе не хватает даже экскурсоводов. Как рассказала Нина Тропина, в основном все экскурсии в Верхотурье проводят экскурсоводы из Екатеринбурга, которые приезжают вместе с группой. И вряд ли эта проблема может быть решена командно-административными методами, «сверху». Государство может построить дороги и отель, отремонтировать храмы. Но оно не в состоянии создать десятки и сотни предприятий малого бизнеса, которые будут обслуживать туристов. Пока же поток гостей в Верхотурье продолжает усыхать.

«Если раньше мы отправляли хотя бы один автобус в месяц, то теперь спроса нет вообще», — отметила Елена Яценко.

Причиной, по ее мнению, являются высокие цены. Вообще, туристическая политика на сегодняшний день такова, что гражданам дешевле съездить в Турцию или Египет, чем путешествовать по России. Эксперт предложила свой выход из ситуации: запуск бесплатного рейсового автобуса с экскурсоводом, который ездил бы, к примеру, раз в неделю. Другой вариант — выделение автобусов турфирмам или субсидирование аренды автобусов.

Впрочем, директор туристического агентства «Тесис-Екатеринбург» Вадим Овчинников, эксперт рынка с 20-летним стажем, считает, что Верхотурье вообще не нужно развивать.

«Это гиблое дело», — заявил он, добавив, что туристы туда не поедут никогда, а тем более — иностранные. По его мнению, эта программа — полная фикция и пустая трата денег.

«Надо делать там какое-то производство для местных жителей, а не тратить миллиарды рублей впустую», — уверен Вадим Овчинников.

Директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова вообще считает, что сейчас аморально тратить средства на создание туристического комплекса, в то время как пенсионеры на улице просят милостыню.

«Иностранцы, когда приезжают в Россию, видят голодных пенсионеров. Это создает неблагоприятное впечатление о стране. Необходимо сначала сделать так, чтобы этого не было, а потом заниматься всем остальным», — считает Инна Аверьянова.

Так или иначе, программа уже существует, и деньги на ее реализацию, очевидно, будут потрачены. Вот только вернутся ли они вместе с потоком туристов, остается сомнительным.

Алена Тымонюк
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать