Дата: 25.05.2010

Дмитрий Сень: Создание ассоциации управляющих компаний должно идти «снизу»

Директор ООО «УЖК «Территория» Дмитрий Сень
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор управляющей жилищной компании «Территория» Дмитрий Сень.

— Органы федеральной и региональной государственной власти в последнее время обратили свое внимание на вопрос о необходимости контролировать качество услуг в сфере управления жилищным фондом. Смогут ли те или иные решения, спускаемые «сверху», стать гарантией качества услуг?

— Действительно, в последнее время органы власти выступили сразу с несколькими предложениями по регулированию рынка услуг управляющих компаний. Это свидетельствует о том, что они видят проблемы, существующие в этой отрасли. Прежде всего — необходимость создания определенных общеобязательных правил, которых должны придерживаться в своей работе все компании.

Но я убежден, что такие правила и стандарты невозможно «спустить» сверху. Представители власти просто не смогут с высоты своих кабинетов определить те правила, которыми управляющие компании должны руководствоваться в своей деятельности.

— Кто же сможет создать такие стандарты?

— Сделать это можем только мы сами, причем в тесном контакте с потребителями, в соответствии с действующими законодательными нормами и финансовыми возможностями потребителей, а фактически — владельцев жилья.

Именно собственник квартиры должен принимать окончательное решение о том, какие услуги он хочет получать. Управляющая компания — только инструмент по эксплуатации недвижимости, который находится в его руках.

Инструмент тоже может быть плохим и хорошим, универсальным или специальным. Собственник должен обучиться и выбрать то, что ему нужно, в соответствии с его финансовыми возможностями и планами на недвижимость.

Хотите дешево — готовьтесь впоследствии продать свое жилье по остаточной стоимости или вкладывать в его восстановление. Если хотите высокий уровень комфорта — будьте добры оплатить дополнительные услуги.

При этом только управляющие компании могут определить и описать принципы и условия, без которых не сможет существовать ни один дом, а затем посчитать, сколько будет стоить такое обслуживание. И за меньшую сумму никто этот дом обслуживать просто не возьмется — ведь сделать это качественно просто невозможно. Зато и спросить за эти услуги можно будет по всей строгости. Собственно, с таких компаний, как наша, именно так жильцы всегда и спрашивают.

За минимальным набором начинаются пожелания коллективов собственников о дополнениях к необходимым услугам. Тут все компании должны договориться также об одинаковых правилах игры и называть услуги одними именами. И сделать это можно только в рамках ассоциации или другого равноправного объединения управляющих компаний.

— Возможно ли создание объединения или ассоциации управляющих компаний «снизу», по инициативе самих участников рынка? Есть ли в этом потребность?

— Создание таких ассоциаций — вопрос времени. Дело в том, что потребность в саморегулировании этого рынка возникла, и она будет удовлетворена тем или иным способом. Конечно, для всех управляющих компаний было бы выгоднее, чтобы эти правила устанавливали мы сами, а не некие чиновники. В конце концов, никто лучше нас самих не знает нашей работы.

А компаниям сейчас необходимо договориться об общих правилах игры, создать условия для нормальной работы, при которой домам не нужно было бы бегать от одной компании к другой. Для этого достаточно выработать и внедрить единый минимальный стандарт качества услуг, который был бы одинаково хорош у всех участников рынка. И потребитель бы знал, что у любой компании, входящей в ассоциацию, он получит услуги установленного образца.

Приняв эти правила, мы сможем поправлять друг друга, делать замечания. Если ты подписался делать уборку 3 раза в неделю, а люди говорят, что и 1 раз не убирают, то мы тебя из ассоциации исключим. Мы ведь за это всё отвечаем. Если нужно — мы дадим другую уборщицу или в этом месяце подъезд помоет другая компания. Но лицо всех членов ассоциации не будет испорчено.

В результате мы сможем навести определенный социальный мир как между отдельными управляющими компаниями, так и между ассоциацией и жильцами. В самом деле, зачем менять одну компанию на другую, если квитанции и услуги одинаковые?

В то же время у жильцов появится реальный инструмент оказания влияния на УК. Ведь сегодня им реально некуда идти жаловаться на некачественную работу. Управляющие компании сегодня — частные фирмы, и привычное обращение в районную администрацию больше ничего не решает. Ассоциация же может стать настоящим арбитром между жильцами и УК.

— Какие задачи могло бы решать такое объединение?

— Таких задач очень много. Главная, конечно, — это выработка единых стандартов. Но помимо нее есть и много иных. Например — создание единых баз данных, в том числе — по поставщикам, по персоналу.

Ведь управляющей компании совсем не обязательно держать огромный штат. Речь может идти о подряде. Это интересно и для работника, и для меня. В Европе все мелкие работы делаются по подряду. Если один человек выезжает, а другой въезжает, управляющая компания нанимает вереницу прорабов, у которых по 5 человек, делающих всё, что нужно. И самое интересное, что пропадает необходимость организовывать работников. Сделал работу — получил деньги. Это как раз рост индивидуального предпринимательства до мелкого бизнеса, который может вырасти только на профессиональных навыках. Но такая система может работать только с надежными подрядчиками. Для их отбора и проверки и нужны единые базы.

Также идея объединения включает в себя правильное позиционирование. Управляющие компании не враги, это ваши друзья.

— Ассоциация может заняться и решением кадрового вопроса?

— Действительно, сейчас очень актуален вопрос создания некоего учебного заведения, где обучался бы персонал. Это нужно делать общими силами. Ведь уборщицам, дворникам и консьержам тоже надо давать образование. Общие требования понятны, но ведь нужно дать какую-то специальную подготовку. А все учебные пособия относятся к середине прошлого века. Большая часть сведений там устарела. Там написано, сколько нужно гвоздей и пиломатериалов на ремонт деревянного туалета, а как отремонтировать пластиковое окно — знают только те люди, которые сегодня их производят и потом устанавливают. Приходится учиться у них.

Еще надо учить уборщиц, потому что они возят грязными тряпками по всему подъезду. А это неправильно. Нужно давать принципы уборки любого уровня, знания о материалах, которыми можно убирать. То же самое касается электриков и сантехников. Уровень квалификации этих специальностей надо повышать. Это ведь люди, на которых всё держится. Если все работники коммунального хозяйства 1 день не выйдут на работу, случится коллапс. Не вывезут мусор, лифтеры не ответят на вызовы, не придут сантехник и электрик.

Важен и отбор на эти специальности. У меня висит объявление: «Требуется техник-смотритель, электрик, сантехник». Никого нет, приходят из других специальностей. А со специальным образованием нет ни одного. Последнее ГПТУ, кажется, в 1994 году стало колледжем, где готовят менеджеров. А разве менеджер пойдет крутить болты и гайки? Нет. А если и пойдет, то он же ничего не умеет, его надо учить здесь, практически «на коленке». В Европе человека не возьмут на работу сантехником, если у него нет специального образования. Там даже учат обувщиков, как отбирать обувь для разных магазинов. Я полгода искал плотника. Нашел мужчину, который просто умеет работать руками.

Соответственно, квалификация этих работников на сегодняшний день позволяет над ними смеяться. И никто не идет работать. А можно совершенствоваться. Начать с малого и дорасти до управляющего. Поэтому только объединившись мы сможем создать единую систему обучения персонала.

— Планируете ли вы вступать в подобную ассоциацию?

— Да, мы совместно с руководителями еще нескольких управляющих компаний Екатеринбурга сегодня думаем над созданием подобной ассоциации. У нас накоплен достаточный объем опыта для того, чтобы начать его обобщать и делиться друг с другом. Имеются ресурсы для взаимной поддержки, в том числе и технические. И человеческие, и интеллектуальные. Думаю, что наш опыт будет интересен и другим компаниям города, и они присоединятся к нашей инициативе. Уверен, что в ближайшем будущем наша ассоциация начнет свою работу.

Причем пусть будет несколько ассоциаций, каждая из которых отвечает за своих членов. И если мы свою организацию поднимаем «снизу», а кто-то давит «сверху», то только время рассудит, какой путь лучше.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать