Правительство Свердловской области не будет выступать гарантом по кредиту, который Группа «Синара» рассчитывает получить от Внешэкономбанка. Об этом сегодня в ходе очередного совещания по строительной программе заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. На совещании с докладом о ходе реконструкции объекта выступил генеральный директор ОАО «Центральный стадион» (ЗАО «Группа «Синара») Юрий Крюченков.
«В настоящий момент мы решаем процедурные вопросы, касающиеся привлечения финансирования реконструкции Центрального стадиона. Наш прогноз — в мае 2009 года мы планируем получить кредит ВЭБ под гарантию правительства Свердловской области», — заявил представитель Группы.
Между тем данная информация вызвала удивление у руководителя региона.
«Мы не принимали такого решения. Мы брали объект в собственность только для того, чтобы министерство спорта участвовало в софинансировании. Никаких гарантий со стороны правительства не будет. Честно скажу и объективно: надо искать другие решения. Речь идет о том, что в области сейчас на зарплаты средств нет. Какие могут быть гарантии?» — заявил Э. Россель.
Напомним, в настоящее время в состав акционеров ОАО «Центральный стадион» входят ЗАО «Группа «Синара» (50% минус 2 акции), МО «Город Екатеринбург» (25% плюс 1 акция) и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (25% плюс 1 акция).
«Участие государства позволит в полной мере реализовать принцип государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации социально важного объекта», — полагали в Группе на момент принятия решения.
Независимым экспертам между тем позиция губернатора представляется вполне логичной.
«С одной стороны, если вспомнить историю, Группа «Синара» взялась за реконструкцию стадиона с подачи областного правительства. Наверно, здесь существовали какие-то неформальные договоренности на этот счет. И в этом плане претензии «Синары» на поддержку правительства Свердловской области вполне логичны. Тем не менее с точки зрения экономики Россель абсолютно прав. Действительно, тот кризис, который мы наблюдаем, приводит к очень серьезным последствиям», — заявил УрБК заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Государство и на федеральном уровне, и на уровне субъектов должно урезать все расходы, которые можно урезать без каких-либо серьезных последствий, урезать инвестиционные планы, без которых можно обойтись. Центральный стадион под эти характеристики попадает. Объективно, если он не будет реконструирован, никакого коллапса в области или в городе не произойдет; без этого можно прожить. Более того, стоит отметить, что отличие инвестиционных планов последних лет — в том, что бюджеты на них просто гигантские, несоизмеримые с задачами, которые нужно решить. Не очень понятно, насколько оправданна та сумма, которую собираются направить на реконструкцию Центрального стадиона», — пояснил К. Селянин.
По данным руководства ЗАО «Группа «Синара», общий объем инвестиций в проект превышает 2,2 млрд. рублей. В настоящий момент Группа уже вложила в реконструкцию около 1,2 млрд. рублей. Генеральным проектировщиком выступает компания «Ханса Строй» (Финляндия), генеральным подрядчиком — «Неймар Инжиниринг» (Черногория), заказчиком выступает концерн «Русград» (Россия, Екатеринбург). Вместимость большой спортивной арены стадиона, согласно планам, за счет появления двух дополнительных трибун должна составить около 30 тыс. человек.
В «Синаре» не скрывают, что рассчитывали на областные власти в реализации проекта.
«Участие областного правительства в реализации проекта по реконструкции Центрального стадиона позволит в запланированные сроки окончить строительство объекта и обеспечить эффективную эксплуатацию спортивного комплекса», — заявляют в ЗАО «Группа «Синара». Отметим, что, согласно последней информации, сдать объект к саммиту глав государств — членов ШОС (июнь 2009 года) вряд ли удалось бы даже в том случае, если бы область взяла на себя обязательства по гарантии займа компании у ВЭБ.
«Опасность политики частно-государственного партнерства, которая чаще сводится к кулуарным договоренностям, состоит в том, что все эти договоренности и опора на них очень быстро рушатся в период какого-то кризиса. Нужно заметить, что это обоюдная тенденция. Многие из тех обязательств, которые брал на себя бизнес, в период кризиса не выполнялись», — отметил К. Селянин.