Алексей Бирюлин: Основные принципы развития — компактность и полицентричность


17.08.2020
Раздел:VIP-интервью
Алексей Бирюлин: Основные принципы развития — компактность и полицентричностьНа вопросы журналистов ответил заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин.

— Алексей Владимирович, сейчас готовятся изменения в правила землепользования и застройки. Чем вызваны эти изменения, и на что они направлены?

— В первую очередь хочу отметить, что это не какой-то новый проект документа, а внесение изменений в уже существующий. На фоне экономической ситуации, связанной с борьбой с коронавирусом, а также в рамках помощи застройщикам в части сокращения административных барьеров были сформулированы предложения от Ассоциации строителей Урала, а также от некоторых застройщиков. Эти предложения мы рассмотрели и приняли.

— В какие территориальные зоны они будут вноситься?

— Изменения будут вноситься в 4 территориальные зоны: Ц-1, Ц-2, Ж-4 и Ж-5.

— В чем состоят новшества, и какие изменения уже внесены?

— В Градостроительном кодексе есть перечень обязательных предельных параметров для каждой из зон застройки. Соответственно, три таких предельных параметра в каждой территориальной зоне претерпели изменения.

Будет изменен параметр строительного использования территорий. Этот параметр характеризует плотность застройки. Площадь земельного участка умножается на коэффициент, и получается общая площадь объектов недвижимости, которая может быть на нем расположена, не считая подземной части здания. Сейчас коэффициент равен трем. Поступило предложение увеличить его до 4.

В двух территориальных зонах — Ж-4 и Ж-5 — предлагается увеличить процент застройки с существующих 60% до 100%. Это делается для того, чтобы у застройщиков была возможность проектировать здания с учетом федеральных нормативов и с собственным видением развития территории.

Третье изменение исключает в четырех территориальных зонах отступы от других участков при проектировании и строительстве новых зданий. Сейчас есть предельный параметр: минимальный отступ от границы земельного участка, после которого можно возводить здание. В четырех территориальных зонах предлагается эти отступы исключить.

Помимо предлагаемых изменений в рамках поддержки застройщиков, 30 июня принято положение о разработке и утверждении документации по планировке территорий, которого не было никогда в Екатеринбурге. Оно направлено на систематизацию всех строительных процессов, начиная от подачи предложений и заявок, продолжая процессом рассмотрения и заканчивая проведением общественных обсуждений и утверждением документации планировки территорий и проектов межевания.

— Как эти изменения будут реализованы, и не приведут ли они к излишне плотной застройке?

— Излишнего уплотнения не произойдет. Дело в том, что кроме наших регламентов есть федеральные нормативы и своды правил, на которые опирается экспертиза. В частности, они требуют наличия придомовой территории, игровых площадок и мест для выгула собак, мусороконтейнерных площадок и так далее. Кроме того, есть требования противопожарной безопасности с точки зрения отступов, а также нормы инсоляции.

— То есть будут просто сокращены дублирующие требования?

— Назовем это так. При внесении изменений была проанализирована практика многих эскизных проектов в зоне многоэтажной застройки. Еще в 2015 году все это было включено в правила землепользования, и с течением времени показатели корректировались. Сейчас в наших планах — довести показатель по проценту застройки до 100%. Но нормативы в любом случае должны быть соблюдены.

— Как принятые изменения повлияют на градостроительную политику Екатеринбурга в целом?

— Прежде всего, нужно говорить о том, что наша градостроительная политика направлена на создание комфортной и сбалансированной городской среды для конечного землепользователя — для граждан и жителей города. Один из главных вопросов — это вопрос комплексности: территория не может быть пригодной для жизни без каких-либо сервисов и инфраструктуры. В городе не хватает школ, детских садов, дорог.

Мы стремимся к тому, чтобы человек, купивший квартиру в жилом комплексе, имел возможность за 15 минут дойти до остановки общественного транспорта, а также удовлетворить все свои основные потребности в части сервиса, образования, детских дошкольных учреждений.

Это становится возможным, если создать полицентрический город, который предполагает наличие районных и общественных центров, школ, садиков, спортивных учреждений. Но, чтобы все это осуществить, нужна транспортная инфраструктура.

В последнее время в Екатеринбурге было очень много споров о проектах планировки территорий. Нас обвиняли в затягивании работы с разрешительной документацией. Но речь идет не о затягивании, а о поиске оптимального баланса и соотношения количества построенных метров жилья и сопутствующей инфраструктуры. Мы просто не успеваем строить достаточное число новых школ. К тому же, чтобы строить общественные здания и образовательные учреждения, нам необходима проектная документация и земля. Особенно сложно с этим в частном секторе, где мы не имеем права изымать территории под инфраструктурные объекты, только под дорожное строительство. Это четко прописано в Земельном кодексе.

— Как вы решаете эту проблему?

— Здесь есть две составляющие. Первая — обеспечение возможности градостроительства для создания инфраструктуры, вторая — наличие финансовых средств. В первую входят проекты планировки территорий и поиск участков, на которых можно построить общественные здания и пространства. Неоднократно нами, даже с участием Аркадия Михайловича Чернецкого, направлялась инициатива по включению в Земельный кодекс оснований для изъятия земель под социальную инфраструктуру. Но, к сожалению, пока этого не происходит.

По финансовой составляющей разрабатывается проектная документация, делаются соответствующие заявки при непосредственном участии правительства Свердловской области. Также делаются заявки на включение в федеральные целевые программы по строительству объектов образования и спорта.

Кроме того, рассматривается механизм частно-государственного партнерства, где некие инвесторы, а может быть, и сами застройщики будут осуществлять строительство социальной инфраструктуры. Пока реализованных примеров строительства в городе нет, ведется работа по формированию такого механизма. В ней принимают участие правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.

— Как видит строительную политику глава Екатеринбурга и люди, принимающие решения на муниципальном уровне? В каких нормативных документах она выражена? Какое влияние на нее оказывает федеральная и региональная повестка?

— Весной был принят документ, увеличивающий горизонт планирования генерального плана Екатеринбурга с 2035 до 2041 года. Формируются экспертные советы, в рамках которых будет обсуждена и уточнена идеология Генплана-2041. Безусловно, для формирования этой идеологии будет применен утвержденный в мае 2018 года стратегический план развития города Екатеринбурга с прогнозами и показателями до 2035 года. Но учитывая, что генеральный план принимается на срок не менее 20 лет, срок у нас — 2041 год.

В рамках стратегического плана утвержден 4-й раздел — о стратегии пространственного развития города. Этот раздел стратегического плана обсуждался с широким спектром экспертов, бизнес-сообществом, архитектурно-градостроительным сообществом и общественностью. Этот документ получит свое отражение в плане развития города до 2041 года.

— Какие основные принципы заложены в генплан?

— Основные принципы стратегии пространственного развития Екатеринбурга — это компактность города, полицентричность, преимущества для пешеходов и городского общественного транспорта.

Если вы посмотрите на генеральный план, то увидите, что в проекте развитие транспортных развязок. Нужно понимать, что это очень трудозатратный и финансовоемкий процесс, на который не всегда есть средства. Один миллион квадратных метров жилья влечет за собой десять миллиардов рублей бюджетных вложений в инфраструктуру, общественный транспорт. И примерно пять миллиардов рублей, которые платит застройщик за подключение к инженерным сетям. Поэтому городские власти отдают паритет пешеходам и общественному транспорту.

Другим моментом стратегии развития города является водно-зеленый ландшафтно-рекреационный каркас города: общественные пространства, парки и скверы. Это серьезный элемент для развития комфортной городской среды.

— Какие направления внешнего расширения города планируются и считаются перспективными? Где в Екатеринбурге есть точки развития для крупных строительных проектов?

— Однозначный приоритет стратегии пространственного развития — развитие уже застроенных территорий. По нашему мнению, а также, по словам коллег, разработавших стратегию развития Екатеринбурга, им нужно отдать приоритет перед освоением новых городских территорий. Мы развиваем существующую застройку: расселяем аварийные дома и на их месте возводим новый жилой фонд, обновляем городскую среду с точки зрения благоустройства. Также реконструируем сети, дороги, социальную инфраструктуру с возможностью увеличения существующих объектов образования. Здесь три варианта: реконструировать стоящее здание, снести его и построить новое или сделать пристрой. Это один из основных приоритетов.

— На какой стадии сейчас находится проект «ВИЗ-Правобережный»? Какие еще масштабные проекты запланированы?

— По «ВИЗу-Правобережному» проект планировки утвержден. В нем, как и в Генплане, через пруд перекинут мост. Еще один масштабный проект в генеральном плане города — городская электричка, которая в течение часа проходит по кольцу через весь Екатеринбург. В некоторых узловых точках она будет пересекаться с городским транспортом: там можно будет пересесть на трамвай, троллейбус или автобус. Этот проект мы уже обсуждаем с сотрудниками Свердловской железной дороги.

— Каковы итоги I полугодия 2020 года в развитии строительной сферы Екатеринбурга? Оцените, пожалуйста, тренды и перспективы до конца 2020 года.

— Могу сказать, что все проекты, которые были запланированы на I полугодие 2020 строительного года, мы продолжаем реализовывать: например, 9 школ вместимостью более 7 тысяч мест. В проекте с государственной экспертизой и документацией — еще 6 школ вместимостью более 4 тысяч мест. Также запроектировано расширение улично-дорожной сети. В различные уровни бюджета сформированы заявки, чтобы строить ее с привлечением федеральных и областных средств. Кроме того, за строительный год (с января по декабрь 2019 года — прим. ред.) введено более 1 млн 300 тыс. кв. м. жилья. Со Дня строителя 2019 года по сегодняшний день введено в эксплуатацию 1 млн 400 тыс. кв. м. жилья. Соответственно, можно сказать, что в действующих разрешениях на строительство — серьезный задел, в градостроительной документации — задел для целей жилищного строительства.

По перспективным проектам отмечу: сейчас у нас производится тендерная процедура для реконструкции второй очереди Макаровского моста. В ближайшее время мы выйдем на объект и возобновим работу. Окончание строительства второй очереди этого объекта планируется в 2022 году. Также мы проводим все необходимые процедуры, чтобы реконструировать развязку возле концерна «Калина». Из текущих проектов мы работаем над объектами социальной и дорожной инфраструктуры.

Фото с официального портала администрации Екатеринбурга
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.