Дата: 22.06.2020

Топливный кризис 2.0

Топливный кризис 2.0На прошлой неделе биржевые цены на бензин в России дважды обновили исторический максимум. С одной стороны, это может стать предвестником повторения топливного кризиса весны 2018 года. С другой, как отмечают эксперты, рынок ГСМ в России жестко регулируется государством (хотя меры и принимаются с опозданием). Но даже при оперативном вмешательстве правительства РФ в ситуацию в очередной раз могут пострадать независимые участники рынка.

До рекордной отметки цены на бензин марки АИ-95 выросли 17 июня 2020 года. По итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, стоимость 1 т бензина АИ-95 «премиум» возросла до 57 тыс. 209 руб. (+0,89%). Это выше, чем во время топливного кризиса весны 2018 года. Также выросли биржевые цены на автомобильный бензин марки АИ-92, до 49 тыс. 809 руб. (+0,59%). На следующий день, 18 июня, цена АИ-95 на бирже достигла отметки в 57,31 тыс. руб. за 1 т.

После рыночных колебаний Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России начала проверку на предмет сговора на рынке бензина. Однако «Независимый топливный союз» (НТС) еще в конце мая 2020 года предупреждал Минэнерго РФ о таком развитии событий.

Как следует из письма президента НТС Павла Баженова, отправленного в министерство, после введения мер госрегулирования на рынке наблюдается «неустойчивый баланс системы». Напомним, что из-за падения спроса на топливо в период пандемии правительство установило запрет на импорт по отдельным видам топлива (до 1 октября 2020 года). Также с 1 апреля по 30 июня 2020 года в два раза были сокращены нормы продажи нефтепродуктов на бирже. Подобные меры, как полагают в НТС, как раз и привели к резкому росту оптовых цен в условиях восстановления спроса.

«В ходе разворачивающегося кризиса становятся очевидными недостатки ручного управления и накопленных регуляторных правил. В условиях низкой внешней конъюнктуры открывается окно возможностей по кардинальному изменению институциональной системы российского рынка нефтепродуктов», — говорится в письме НТС.

Свои прогнозы о росте цен на нефтепродукты Павел Баженов впоследствии несколько раз повторял публично. За это президент НТС получил в начале июня 2020 года предупреждение от ФАС. Антимонопольное ведомство посчитало заявления П. Баженова необоснованными.

Тревогу главы «Независимого топливного союза» понять можно. Как пояснил финансовый аналитик Григорий Вахитов, участники НТС в большей степени чувствительны к колебаниям биржевых цен в отличие от крупных игроков розничной продажи, которые к тому же являются производителями.

«Сложно говорить о том, насколько рост на бирже повлияет на розничную продажу. У нас же все делается вручную, и здесь неприменимы рыночные реалии. Есть определенные договоренности между Минэнерго и топливными компаниями, которые условно платят за то, что они производят бензин на территории РФ. Я не удивлюсь, если завтра будет сбор нефтяников. Уже прозвучало заявление, чтобы нефтяники нарастили производство бензина», — считает Г. Вахитов.

Другие эксперты не исключают, что крупные игроки, наоборот, могут поддержать высокие цены на нефтепродукты. В апреле-мае нефтяные компании понесли серьезные потери из-за падения спроса на топливо, снижения цен на нефть и правительственных ограничений. Логично, что в такой ситуации отбить потери возможно только за счет конечного потребителя.

Напомним, что после резкого роста биржевых цен весной 2018 года в апреле-мае произошел топливный кризис. По данным управления ФАС по Свердловской области, средняя розничная цена бензина в регионе за пять месяцев 2018 года выросла на 9,1% к прошлогоднему уровню, достигнув 40,8 руб. за литр. В Екатеринбурге, по данным ведомства, топливо за май 2018 года подорожало менее чем на 5% по сравнению с апрелем 2018 года. Цена на бензин АИ-92 выросла на 4,92%, на АИ-95 — на 4,72%, на дизельное топливо — на 4,06%. Местами в регионе эта цена на АЗС была значительно выше.

Два года назад из-за кризиса пострадало много крупных отраслей, в том числе пассажирские и грузовые перевозки, туризм и сельское хозяйство. Для аграриев, как ранее писал УрБК, расходы на топливо для проведения уборочной кампании осенью 2018 года выросли более чем на 200 млн руб. по сравнению с прошлым годом.

Впоследствии выяснилось, что к росту цен на топливо привело увеличение нефтяных котировок с одновременным повышением акцизов. Это в итоге привело к убыткам нефтяных компаний. Участники рынка оказались в условиях, когда продавать топливо за рубеж оказалось выгоднее, чем внутрироссийскому потребителю. В то время правительству России пришлось решать проблему в режиме «пожарной команды».

На текущий момент рыночная конъюнктура иная и закрыты границы для продажи, но риски и предпосылки для удорожания топлива остались те же.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать