Дата: 13.05.2020

«Черный апрель» на авторынке

«Черный апрель» на авторынкеПо данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в РФ в апреле сократились на 72,4% (до 38 тыс. 922 машин) по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это падение стало крупнейшим за всю историю статистических наблюдений. Существенного улучшения ситуации на рынке в ближайшие месяцы аналитики не ждут.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель рассказал, что после исключительно высокого уровня продаж в марте 2020 года в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские организации вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность.

«Черный апрель» 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то, что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае», — заявил Т. Штэрцель.

По данным АЕБ, лидерство на российском авторынке удерживает «АвтоВАЗ», реализовавший в прошлом месяце 9 тыс. 396 автомобилей Lada (минус 71%). Второе место по объему продаж сохраняет KIA — реализация 4 тыс. 334 машин (минус 78%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку заняла Renault с показателем 3 тыс. 135 проданных автомобилей, что на 75% ниже уровня годичной давности. Далее следует Volkswagen — автомобили этой марки выбрали 3 тыс. 093 покупателя (минус 68%). Замыкает пятерку лидеров Skoda, чьи продажи составили 3 тыс. 041 машину (минус 59%). В топ-10 самых продаваемых марок по итогам апреля также вошли Toyota (2 тыс. 565 штук, минус 70%), Hyundai (2 тыс. 426 шт., минус 84%), «ГАЗ» (2 тыс. 272 штуки, минус 58%), Nissan (1 тыс. 039 штук, минус 59%) и «УАЗ» (862 штуки, минус 75%).

Ранее аналогичное исследование о динамике российского авторынка в апреле опубликовал «Автостат». Аналитическое агентство озвучило более оптимистичные цифры, согласно которым жители РФ приобрели 54,5 тыс. новых легковых автомобилей, что на 64% ниже уровня апреля 2019 года.

«На фоне разразившейся пандемии коронавируса в течение всего апреля в нашей стране действовал нерабочий режим. Помимо того, что дилерами были практически свернуты физические продажи автомобилей (часть из них была переведена в онлайн), изменились и условия регистрации транспортных средств в ГИБДД (только по предварительной записи). Все это вкупе привело к серьезному падению покупок машин со стороны россиян», — сообщили аналитики «Автостата».

Отметим, что апрельское крушение авторынка способствовало его уходу «в минус» и по итогам четырех месяцев 2020 года. По данным АЕБ, продажи с начала года сократились на 19,1% (до 415 тыс. 102 машин), по оценкам «Автостата» — на 9,5% (до 430 тыс. машин).

Отдельные данные по каждому региону пока не опубликованы. В январе-марте 2020 года в Свердловской области, по информации «Автостата», продали 12 тыс. новых автомобилей. Это на 18,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года (в среднем по стране рост составил 16,3%). По числу реализованных машин регион занимал седьмое место среди регионов РФ. Очевидно, что апрельская статистика кардинально ухудшит годовую динамику продаж на Среднем Урале.

В целом падение продаж автомобилей во всех российских регионах было вполне ожидаемым. Такой итог карантина прогнозировали многие эксперты.

В частности, консалтинговая компания PwC оценивала возможное снижение на треть по итогам года. Аналитики выделили два возможных сценария — стрессовый и оптимистичный. Первый предполагает снижение продаж отечественных брендов почти на 30%, до 260 тыс. машин, иномарок российской сборки — на 40%, до 687 тыс. штук, импортных машин — также на 30%, до 195 тыс. единиц. Второй сценарий составлен без учета стресс-факторов. Он предусматривает сокращение продаж отечественных марок на 3,8%, иномарок российской сборки — также на 3,8%, импортных машин — на 3,6%.

«Реализация этого сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и мер поддержки государства при отсутствии влияния стресс-факторов, что маловероятно, судя по событиям марта-апреля 2020 года — падение цен на нефть, СOVID-19», — следует из обзора консалтинговой компании.

Как отмечают эксперты, дальнейшее развитие рынка будет определяться стратегией автопроизводителей по локализации и стимулирующими мерами государства. В условиях экономической нестабильности преимущество получат игроки, ориентированные на клиента и развившие компетенции в конкурентной и сложной с точки зрения регулирования среде, считают аналитики PwC.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать