Дата: 17.04.2020

Попытка отчуждения «Бажовской» закончилась уголовным делом

Попытка отчуждения «Бажовской» закончилась уголовным деломВ Екатеринбурге возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при отчуждении муниципальной земли, которая предназначалась под строительство станции метро «Бажовская». Таким образом, администрация Екатеринбурга в очередной раз доказала правомерность своих претензий к компании ООО «Промавтосервис», перед этим добившись судебного решения о признании незаконными всех действий этой компании на земельном участке на пересечении улиц 8 Марта — Большакова.

Прокуратура Свердловской области во время проверки установила, что были произведены незаконные действия при операциях с участком на пересечении улиц 8 Марта — Большакова. С 2015 по 2017 год «лицо из числа руководителей организации» внесло в госреестр ложные данные об участке. Вместо «размещения автостоянки на 280 машино-мест» в документах после правок речь шла об «обслуживании автотранспорта».

«В дальнейшем, в 2017 году, указанное лицо, введя в заблуждение сотрудников администрации Екатеринбурга, обеспечило незаконное заключение дополнительного соглашения к договору аренды, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка «обслуживание автотранспорта» предусматривал возможность размещения на земельном участке постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, то есть объектов капитального строительства», — говорится в сообщении прокуратуры Свердловской области.

Как уже писал УрБК, история с выводом земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401052:161 из муниципальной собственности получила широкий резонанс в 2019 году. Участок был сформирован из территории, предназначенной для размещения наземного вестибюля и других элементов станции метро «Бажовская» и других нужд метрополитена. Он был образован в декабре 2002 года для нужд метрополитена (ПГЕ от 30.11.2000 № 1250-в о предоставлении ЕМУП «УЗПС» участка для строительства станции «Бажовская»). Далее был зарегистрирован в муниципальную собственность (peг. запись от 28.02.2007 № 66-66-01/036/2007-216) и предоставлен в аренду ЕМУП «Управление заказчика по строительству метрополитена и подземных сооружений». Площадь участка составляла 9 тыс. 095 кв. м., вид разрешенного использования: «Линии метро, трамвая, троллейбуса».

Однако в сентябре 2014 года экс-глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписал постановление № 2830, по которому вид разрешенного использования участка изменили для автостоянки на 280 машино-мест. В марте 2015 года участок был сдан в аренду ООО «Промавтосервис», причем в договоре аренды был прямо прописан пункт о запрещении на участке какого бы то ни было капитального строительства. Это гарантировало быстрый возврат земли для строительства «Бажовской».

Еще до вынесения решений Арбитражным судом Свердловской области и 17-й апелляционной инстанцией самовольность постройки сомнений почти ни у кого не вызывала сомнений. На основании ПАГЕ № 635 от 11.03.2015 «О предоставлении ООО «Промавтосервис» земельного участка...» участок с кадастровым номером 66:41:0401052:161 передавался в аренду на неопределенный срок без права капитального строительства. И даже после того, как в марте 2015 года был заключен договор аренды № 4-1559 для размещения автостоянки на 280 машино-мест, в пункте 2.1.5 договора четко указывалось — «без права капитального строительства».

Само ООО «Промавтосервис» было зарегистрировано всего за несколько месяцев до принятого прежними городскими властями решения, а одним из учредителей общества стал депутат гордумы Михаил Вечкензин.

В 2018 году вместо станции «Бажовская» город получил пустующую парковку почти на 300 автомобилей и такой же пустой салон сервисного центра, на котором висит объявление о его сдаче в аренду. При этом ООО «Промавтосервис» фактически нарушило условия, под которые получало землю. Ранее, обязуясь ничего не возводить на арендованной площадке, фирма через Арбитражный суд Свердловской области провела решение об отчуждении у администрации участка площадью почти 7 тыс. кв. м.

В октябре 2017 года «Промавтосервис» обращался к генеральному проектировщику екатеринбургского метро — ОАО «Уралгипротранс» — с запросом о согласовании размещения «выставочного центра электронного оборудования автомобилей». Но оттуда пришел отказ и совет просить разрешения у недропользователя — ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен». Вопреки этому в декабре 2017 года министерство строительства Свердловской области выдало разрешение на строительство № RU66302000-944-2017 на объект «здание подземной автостоянки с наземными сооружениями выставки автоаксессуаров».

В сентябре 2018 года «Промавтосервис» закончил строить это здание, а затем получил разрешение на его ввод. Далее компания зарегистрировала право собственности на этот объект.

Теперь в прокуратуре Свердловской области подчеркивают факт, что разрешение на строительство объекта выдал минстрой. Впоследствии организатор схемы незаконно заключил договор купли-продажи участка по цене, соответствующей 15% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, бюджету Екатеринбурга был нанесен значительынй материальный ущерб. Под вопрос была поставлена сама возможность строительства метрополитена в столице Урала.

Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере».

Немаловажную роль в том, что в результате судебных разбирательства и проверок было возбуждено уголовное дело, сыграл депутат Госдумы РФ Андрей Альшевских. Именно он одним из первых посредством депутатских запросов на имя руководителей силовых структур указал на то, что земля, которую выделили под строительство станции «Бажовская», едва не ушла из муниципальной собственности навсегда.

Одним из итогов обращения депутата Альшевских и публикаций в СМИ стал тот факт, что Следственный отдел по Кировскому району Екатеринбурга выделил в отдельное производство материал проверки по факту мошеннических действий с землей, которая предназначалась под строительство станции метро «Бажовская».

В январе 2020 года проверку вели следователи следственного отдела по Кировскому району Екатеринбурга в отношении неустановленных лиц. В их действиях усматривались признаки состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в крупном размере». Далее материалы проверки были направлены по подследственности в ОП № 1 УМВД России по Екатеринбургу для принятия процессуального решения.

Основанием для этого послужили факты о возможной фальсификации постановления бывшего главы Екатеринбурга Александра Якоба от 23.09.2014 № 2830, в соответствии с которым участок земли на перекрестке улиц 8 Марта — Большакова оказался в собственности ООО «Промавтосервис».

Перед этим, 6 декабря, Арбитражный суд Свердловской области постановил, что земельный участок над недостроенной станцией метро «Бажовская» вернется в собственность Екатеринбурга. Решение было принято по иску администрации Екатеринбурга к ООО «Промавтосервис».

«Прокуратура региона сделала важное заявление за наш СК РФ. Возбуждено уголовное дело из-за мошенничества с землей на 8 Марта — Большакова (Екатеринбург). Следствию предстоит разобраться, кто из должностных лиц Росреестра, администрации города, областного минстроя содействовал застройщику в «захвате» территории. По умыслу или по причине некомпетентности», — отметил Андрей Альшевских.

При этом в прокуратуре Свердловской области указали, почему минстрой неправомерно выдал ООО «Промавтосервис» разрешение на строительство.

«…Министерством выдано разрешение на строительство объекта «Подземная автостоянка с наземными помещениями выставки автоаксессуаров», который в силу положения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, не подлежал строительству, поскольку размещение выставочного центра с помещениями офисного назначения не входит в содержание вида использования земельного участка», — указали в прокуратуре.

Там добавили, что впоследствии на указанный объект недвижимости министерством ООО «Промавтосервис» было предоставлено разрешение на ввод в эксплуатацию № RU 663002000-944-2017 от 06.09.2018, при выдаче которого, исходя из положений части 5 пункта 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а также классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, были допущены аналогичные нарушения.

История с отчуждением земельного участка на пересечении улиц 8 Марта — Большакова важна еще и в разрезе развития городского метрополитена. Законсервированная станция метро «Бажовская» — ключевая в развитии новых веток городского подземного транспорта. Именно на ней должна осуществляться пересадка с существующей первой веки на запланированную третью. Кроме того, следует отметить, что ее подземная часть полностью готова, для открытия и запуска нехвататет только наземного вестибюля.

Во-первых, незаконные действия ООО «Промавтосервис» поставили под угрозу дальнейшее строительство метрополитена, которое предусмотрено Генеральным планом развития Екатеринбурга. Известно, что о своей поддержке строительства второй ветки «подземки» заявлял глава государства Владимир Путин. Об этом же неоднократно говорил полномочный представитель президента РФ в УрФО Николай Цуканов.

«Есть понимание городских властей, что, чтобы метро появилось, нужно сделать определенную работу, финансово-экономическое обоснование, проектную документацию и уже с этими документами обращаться в правительство РФ за поддержкой. Я точно знаю, что президент эту идею поддержал, председатель правительства поддержал, региональным властям нужно работать по подготовке документации. Со своей стороны, я готов оказать поддержку, потому что это актуально и важно», — заявлял Николай Цуканов.

О важности метрополитена для Екатеринбурга, а также ключевом значении в этом проекте станции «Бажовская» не раз заявлял и глава города Александр Высокинский. Именно он обеспечил победу администрации в арбитражном процессе, после того как обратился с жалобой на решение суда о принуждении к продаже участка в 17-й арбитражный суд.

«Проект очень важен для сохранения темпов развития города и комфортной жизни екатеринбуржцев. Совместно с полномочным представителем президента России в УрФО и губернатором Свердловской области мы готовим этот проект к презентации на федеральном уровне, чтобы серьезно претендовать на получение финансирования из федерального бюджета. Главная гарантия выделения средств на метро — разработанная техническая документация», — заявлял глава города.

Все это также нашло выкладки в проекте Генплана Екатеринбурга. Несмотря на экономические сложности в связи с пандемией коронавируса, строительство второй линии метро рассматривается как один из ключевых проектов к 300-летию Екатеринбурга и работы по проектированию продолжаются.

Вот почему после всей проведенной по возвращению земли работы и вынесенных судебных решений важно, что следствие разберется — кто из должностных лиц Росреестра, бывшего состава администрации Екатеринбурга и минстроя Свердловской области содействовал ООО «Промавтосервис» в «захвате» участка на пересечении улиц 8 Марта — Большакова. И чем это было вызвано: корыстным умыслом или некомпетентностью.

УрБК будет следить за развитием событий.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать