Дата: 29.01.2020

Пусто не бывает

За последние несколько лет в Екатеринбурге резко поменялся облик бизнеса, арендующего первые этажи жилых домов и зданий-памятников. Если в прежние годы чаще всего такие помещения арендовали офисы кредитных учреждений и фирменных бутиков, теперь там разместились сетевые ритейлеры, алкомаркеты, бургерные, кофейни, ломбарды и бесчисленные аптеки.

Начало

«УралБизнесКонсалтинг» продолжает серию материалов о бизнесе, который арендует в Екатеринбурге первые этажи жилых зданий и зданий-памятников. Поводом стала очевидная тенденция: частные магазины, офисы лишенных ЦБ РФ лицензий банков, а также разномастных студий сменили федеральные ритейлеры, аптеки, бургерные и ломбарды.

Пусто не бывает

Десять лет назад центральные улицы Екатеринбурга изобиловали офисами банков. Теперь в «живых» остались немногие — только крупные федеральные игроки и офисы местных учреждений. Однако общее снижение числа кредитных учреждений, которое произошло в стране за последние годы, кардинально изменило расстановку сил.

Многие учреждения, что размещались на «банковских улицах», исчезли. Причинами стали поглощения более крупными игроками либо отзыв лицензий в силу разных причин. Многие помнят эти банки: «Банк24.ру», «Северная казна», ОАО «ДжиИ Мани Банк», ОАО «Сберинвестбанк», ОАО «Банк «Монетный дом» и другие.

Пусто не бывает

Судьбу некоторых банков разделили модные бутики мировых торговых сетей формата «лакшери». Например, в январе 2016 года на углу улицы Вайнера закрылся магазин United Colors Of Benetton итальянской торговой марки Benetton. К этому привело снижение спроса, общее количество брендовых магазинов и ужесточение конкуренции. Те из марок, что остаются, теперь уходят в крупные торговые центры. Там концентрация бутиков создает достаточную проходимость покупателей и формирует устойчивый спрос на этот сегмент продукции. Улица такой трафик дать не в состоянии, поэтому многие дорогие магазины были закрыты. Независимые эксперты по недвижимости заявляли, что закрытие знаковых представителей стрит-ритейла в Екатеринбурге — это общемировая тенденция. Остатки «былой роскоши» немногочисленны, но вызывают уважение, как «Поль и Шарк» на Малышева.

То же самое со «старыми» магазинами — около пяти лет назад наметилась тенденция в закрытии работавших с советских времен мастодонтов торговли наподобие «Бриллианта» на Антона Валека, «Музыкальных товаров» на Луначарского — Куйбышева, «Спорттоваров» на Ленина и других. Причины были сугубо экономическими: крупные магазины советской эпохи не выдерживали конкуренции с новыми торговыми площадями. Кроме того, изменился формат торговли и покупательского спроса. Поэтому исчезла необходимость держать огромные площади под монопродукты — это было неоправданно для владельцев торговых марок, собственников площадей и покупателей. К настоящему времени их на улицах Екатеринбурга практически не осталось.

За последние годы ландшафт арендуемых на первых этажах площадей снова кардинально преобразился. Теперь центральные позиции заняли магазины ежедневного спроса, рассчитанные на «простых горожан». Тех, кто идет по улицам пешком и по пути готов пообедать, посетить кофейню, перекусить на ходу или купить продуктов на ужин. Вот почему в первую очередь перемены затронули продуктовый ритейл. И если раньше в центре Екатеринбурга было невозможно найти продуктовый магазин, так как аренда для них была неподъемной и собственники стремились в спальные районы, то с приходом федеральных ритейлеров тенденция изменилась.

Пусто не бывает

И если еще четыре-пять лет назад первые этажи пестрили объявлениями «Аренда» и номерами мобильных телефонов, то сейчас пустующие площади чаще можно встретить в жилых дворах, нежели в проходных местах. Их относительно немного. Кроме того, кризис и изменившаяся структура спроса существенно поменяли внешний вид сдаваемых в аренду первых этажей.

«УралБизнесКонсалтинг» убедился, что такие помещения имеют в Екатеринбурге неизменный спрос. Собственники поняли, что если не снижать цены, то свободные площади будут оставаться пустыми. В результате помещения центральных улиц стали доступными для сетей типа «Магнит», «Красное & Белое», булочных, пекарен и так далее.

Пусто не бывает

Раз аптека, два аптека

За последние месяцы в Екатеринбурге открыты множественные магазины фермерских и экопродуктов. Еще одна зашедшая сеть — «Белорусские продукты». Ее торговые площади можно встретить на пересечении улиц Ленина — Московская, в районе Автовокзала и дальше вглубь Чкаловского района. Ассортимент стандартный: сало, сыры, мясопродукты. Говорят, что такие магазины пользуются спросом у горожан. Но цены «кусаются».

Пусто не бывает

Про бесчисленные аптеки и ломбарды долго говорить не приходится — их могут отделять друг от друга всего один-два магазина другого формата. Доходит до того, что в одном жилом здании, как например, на улице Щербакова в Чкаловском районе (остановка транспорта ТЦ «Глобус» — прим. ред.), могут располагаться сразу три аптеки.

Золото, мясо, водка и кофе

Обилие ломбардов (порой там же может располагаться ювелирный магазин — прим. ред.) — это прерогатива спальных районов Екатеринбурга: Чкаловского, Уралмаша, Вторчермета. Но есть исключения: «закладные» точки могут таиться во дворах центра города — на улице 8 Марта и на Ленина ближе к площади Кирова и УрФУ. Как правило, их маскируют в торцах жилых зданий, чтобы они не выходили фасадами на проспект Ленина. Здесь места застолбили себе ювелирные магазины относительно дешевого сегмента.

Пусто не бывает

Давно не удивишь горожан кофейнями и бургерными. Порой поразительно, что толкает их владельцев на открытие новых точек, казалось бы — куда больше? Но нет — их число продолжает множиться. При том что ассортимент и даже оформление интерьеров достаточно стандартны.

Пусто не бывает

Еще одной разновидностью «якорных» арендаторов первых этажей давно и прочно стали алкомаркеты.

Пусто не бывает

Ну и пекарни — куда же без них? Ассортимент и внутренняя стилистика, как правило, также одинаковы.

Сетевой ритейл

Давно канули в лету многочисленные частные продуктовые магазины «шаговой» доступности. Если их начали выживать из небольших населенных пунктов, что уж говорить про Екатеринбург, где активно нарастает экспансия федерального ритейла. «Пятерочка», «Монетка», «Магнит». Последняя сеть, к примеру, насчитывает в Екатеринбурге уже 117 магазинов.

Пусто не бывает

Это лишь те немногие, кто сменил на первых этажах прежних арендаторов. Устоять пока смог только «Кировский», да и тот стремительно теряет покупателей, чего не скрывает персонал магазинов.

Банки

Одним из самых стабильных является небольшой островок на улице Малышева, где продолжают работать офисы банков. Недавно УрБК напоминал об адресе ул. Малышева, 84, где сохраняется вывеска «Банка24.ру», у которого отозвали лицензию в 2014 году.

Пусто не бывает

В остальном изменений по этой стороне Малышева не произошло: здесь продолжают работать как УБРиР, так и Ситибанк.

Вывод

Несмотря на изменение структуры бизнеса, который «облюбовывает» первые этажи в центральных и спальных районах Екатеринбурга, очевидно одно: владельцы помещений не испытывают дефицита спроса в аренде. Что касается специфики магазинов, заведений общепита и остального, то очевидно — спрос населения, потребности горожан не стоят на месте. Несмотря на обилие схожих форматов, главное одно: коммерческие площади не пустуют, а жителям Екатеринбурга есть из чего выбирать. Пусть даже если эти предложения и похожи одно на другое.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать