Ледовая ловушка


18.04.2019
Раздел:Статьи
Изображение из презентации Ледовой арены для заседания Архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской областиЧерез год после сноса недостроенной Екатеринбургской телебашни определились возможные строки начала строительства ледовой арены. Как сообщил на прошедшей 17 апреля пресс-конференции генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын, строительные работы должны стартовать летом 2019 года. На возведение объекта потребуется 2-2,5 года и до 140 миллионов евро. Участие в этом проекте может серьезно ударить по бюджету Свердловской области, которая владеет 40% в АО «Ледовая арена», являющемся оператором проекта.

«Окончательной сметы пока нет, она появится после утверждения рабочей документации», — уточнил Андрей Козицын. Точно так же нет пока и окончательной концепции ледовой арены, во всяком случае, широкой общественности она не представлена. Но озвученные расходы в 120-140 млн евро, что примерно соответствует 10 млрд руб., уже грозят областному бюджету новыми серьезными тратами.

С финансовой точки зрения вся эпопея с участием Свердловской области в проекте с телебашней выглядит, мягко говоря, неоднозначно, даже без учета средств, потраченных на ее возведение в 80-е годы. Регион регулярно вкладывает в этот объект бюджетные деньги, не получая никакой отдачи.

Так, в 2013 году правительство Свердловской области выкупило недостроенную телебашню из федеральной собственности за 500 млн руб. Тогда в руководстве региона рассматривалось сразу несколько вариантов использования башни. Было объявлено несколько конкурсов проектов, выделены средства на их проведение, определены победители и даже объемы финансирования, необходимые для их реализации. Но денег на их осуществление найдено не было.

В 2016 году правительство области приняло решение заморозить объект. Был даже разыгран соответствующий конкурс на проведение инженерно-технического обследования недостроенной телебашни. На создание проекта укрепления конструкций было выделено 2 млн 835 тыс. руб.

22 февраля 2017 года свердловские власти выставили недостроенную телебашню на торги. Начальную цену определили в размере 652,8 млн руб., а сам аукцион назначили на 27 апреля. Наиболее предметный интерес к приобретению этого объекта имела компания «Атомстройкомплекс». Девелопер разработал проект освоения этой территории, который предполагал строительство 120 тыс. кв. м. жилья и коммерческой недвижимости. Существующий образ телебашни предлагалось оставить без радикальных изменений. В рамках реконструкции объекта авторы проекта планировали увеличить высоту башни с 220 до 361 метра (такова она по изначальному проекту) за счет установки длинного шпиля, а также оборудовать площадку обозрения площадью порядка 1 тыс. кв. м.

Реализация проекта позволила бы бюджету региона хотя бы вернуть вложенные в него 500 млн руб. (с учетом инфляции даже получить некоторую прибыль из этой инвестиции). Но план не был реализован. После долгих раздумий и серии судебных процессов со структурами, близкими к Уральской горно-металлургической компании, из-за другого знакового для Екатеринбурга объекта — «Опера-Тауэра» — «Атомстройкомплекс» решил отказаться от приобретения недостроя. Аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок.

Вместо этого в июле 2017 телебашня и расположенный вокруг нее участок земли были приватизированы путем создания АО «Ледовая арена», 60% акций которого принадлежат УГМК-холдингу, а 40% — министерству госимущества региона. Таким образом, актив, за который бюджет уплатил 500 млн руб., был внесен в качестве уставного имущества в АО, в котором область не имеет контрольного пакета. Что именно внесло в уставное имущество УГМК, до сих пор доподлинно неизвестно. 24 марта 2018 года башня была взорвана. Как это сказалось на стоимости бывшего государственного актива, остается только догадываться.

В 2019 году правительство вкладывает в арену еще 300 млн руб. СМИ со ссылкой на источники сообщали, что этот взнос нужен, чтобы не допустить «размытия» областного пакета акций. Следовательно, УГМК должна была пропорционально вложить такую сумму, чтобы соотношение государственной и частной доли оставалось 40 к 60. Можно предположить, что такой взнос тоже был сделан.

И вот оказывается, что на завершение строительства нужно еще примерно 10 млрд руб. Теперь, уже вложив в проект больше 800 млн руб. бюджетных денег, правительство региона оказывается перед непростой дилеммой: либо продолжать вкладывать средства в спортивный объект, либо потерять любое влияние на дальнейшую судьбу проекта.

В первом случае для сохранения своей доли в АО «Ледовая Арена» казне Свердловской области придется вложить в строительство 4 млрд руб. Сумма, сопоставимая с затратами на самые масштабные областные проекты последних лет. Дороже области обошлось разве что возведение Экспоцентра.

При этом экспертам очевидно, что в будущем ледовая арена никогда не сможет окупить вложенных средств. 10 млрд руб. в этом случае сложно рассматривать как инвестиции, скорее — как социальные затраты. Более того, вполне возможно, что она, как и большинство спортивных объектов в России, окажется убыточной и не сможет заработать даже на собственное содержание и покрытие текущих расходов. В этом случае правительству как акционеру придется взять на себя пропорциональную часть расходов на ее содержание.

Если же региональный кабмин 4 млрд руб. на ледовую арену не найдет, строительство может быть полностью проведено на деньги УГМК (хотя и для металлургического гиганта это достаточно крупные расходы, к тому же явно непрофильного характера). Но в этом случае и доля областной казны в проекте пропорционально снизится до 10%, а, возможно, и ниже. В российских реалиях, где и 49% часто оказываются синонимом нуля, 10% пакет фактически не значит ничего. Арена де-факто перейдет в частные руки, а государство передаст структурам УГМК активов на сумму минимум 800 млн руб.

Примеры подобного размыва государственной доли в капитале в Свердловской области уже имели место. Таким образом казна региона в свое время потеряла контроль над аэропортом «Кольцово» и торговым центром «Европа».

Какой из двух вариантов изберет областное правительство — сказать сложно. С экономической точки зрения оба они представляются крайне амбивалентными, в обоих случаях казне грозят существенные потери, а на доход в обозримой перспективе надеться не приходится. В целом же создается впечатление, что бюджет региона оказался в той же ловушке, в которой оказываются многие инвесторы в разного рода предприятиях типа финансовых пирамид: вложив крупную сумму и столкнувшись с перспективой потерять ее, они вкладывают все больше и больше, в итоге теряя все.

Изображение из презентации Ледовой арены для заседания Архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской области
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.