Дата: 17.04.2019

Офисный пролетариат кормят втридорога

Офисный пролетариат кормят втридорога На первом или втором этажах практически всех крупных офисных центров Екатеринбурга работают небольшие торговые точки, рассчитанные на обслуживание сотрудников компаний, расположенных в здании. В их ассортименте преобладают разного рода «перекусы» — снеки, сладости, батончики, газированные напитки, лапша и супы быстрого приготовления, йогурты и мороженое — все то, что офисные работники могут купить себе на обед. В некоторых точках продаются готовые обеды, которые можно разогреть в микроволновой печи в офисе или прямо в магазинчике — тогда его оборудуют столиком для быстрого приема пищи. Здесь встречается как продукция местных кейтеринговых компаний — разного рода «обеды в баночках», так и продукция крупных федеральных брендов. В качестве дополнительного ассортимента некоторые торговые точки предлагают и другие товары, которые могут пригодиться офисным работникам в повседневной рабочей жизни: от бумаги для принтеров до предметов личной гигиены.

Отличительной чертой таких магазинчиков и киосков являются цены. Как правило, они значительно выше средних по рынку. Как показывает собственное исследование УрБК, проведенное в пяти офисных центрах Екатеринбурга, в среднем стоимость продуктов питания в таких торговых точках на 15-100% выше, чем в сетевых гастрономах.

При этом максимальная наценка наблюдается на скоропортящиеся продукты с относительно невысоким спросом, например, молоко, орехи, шоколад. Минимальная — на жевательную резинку, зажигалки, мелкие товары длительного хранения и «не первой необходимости». Самые ходовые товары — мороженое, газировка, чипсы — в среднем стоят на 30% дороже, чем в магазине.

Эксперты потребительского рынка полагают, что главная причина существования такой наценки — готовность сотрудников офисов платить за удобство. Если сотрудник может себе позволить переплатить несущественные для него 20-50 рублей за то, чтобы не выходить на улицу за бутылкой газировки или пакетом лапши, то и именно такая «плата за лень» и будет заложена в стоимость.

Другая причина возможности существования столь высокой наценки — отсутствие конкуренции и фактический монополизм. Как правило, в торговом центре существует всего одна торговая точка, и потому ее владельцы могут устанавливать практически любые цены на свою продукцию, ориентируясь не столько на себестоимость, сколько на платежеспособный спрос. Если за какой-то товар сотрудники офисного центра готовы платить в два раза дороже его обычной цены, то наценка обязательно достигнет 100%.

Единственным ограничителем аппетитов владельцев таких точек становится расстояние до ближайшего магазина или торгового центра с аналогичной продукцией. Если он расположен через дорогу, то наценки оказываются весьма скромными. Если же до магазина идти 2-3 квартала (такая ситуация, например, существует в центре Екатеринбурга), то цены растут пропорционально этому расстоянию.

Впрочем, люди, близкие к этому бизнесу, отмечают, что высокая прибыльность таких точек — скорее миф, чем реальность. На самом деле многие из них существуют на грани окупаемости и регулярно меняют собственников. Достаточно часто владельцы подобного бизнеса ищут инвесторов, готовых поверить в его высокую доходность и купить точку или целую сеть офисных магазинчиков. Но покупатель достаточно быстро убеждается в наивности своих представлений и, в свою очередь, выставляет объекты на продажу.

Как отмечают собственники такого бизнеса, главная причина высокой наценки очевидна: это низкая проходимость. Каким бы большим ни был офисный центр, все равно его работники не смогут обеспечить даже половины того потока покупателей, какой есть у обычного магазина или ларька на остановке.

При этом ассортимент таких точек ограничен: они продают только то, что покупатели съедят на рабочем месте. И с этим тоже ничего поделать нельзя: в киоске в офисном центре люди не готовы покупать еду домой. Они предпочитают сделать это либо в большом магазине по пути, либо в маленьком, формата «у дома». В результате средний чек в таких точках колеблется в пределах 120 руб.

При этом значительную часть наценки «съедает» зарплата продавца, которая составляет основную часть расходов подобного бизнеса. Если в крупном сетевом магазине в конечной цене товара она составляет величину в районе 1%, то в маленькой торговой точке — до 10-15%. В результате в среднем редкая точка приносит своему владельцу больше 30-50 тысяч руб. в месяц.

«Куда прибыльнее ставить автоматы по продаже напитков или снеков. Тут расходы только на электричество и аренду, и они и вправду копеечные. И нервотрепки с кадрами — никакой», — резюмирует владелица продуктового магазина в офисном центре.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать