Дата: 17.12.2018

Пивной контрафакт вытеснил водочный

Пивной контрафакт вытеснил водочный Уральский рынок нелегальной алкогольной продукции, в том числе фальсификата, за последние годы претерпел существенные изменения. По словам экспертов, в 2018 году водка составила лишь около 9% от всего объема выявленного контрафакта. Основная же его доля — 86% — пришлась на пиво, производство которого не требует лицензирования. Представители надзорных ведомств отмечают, что в преддверии новогодних праздников число нарушений в данной сфере на территории региона может вырасти.

По словам заместителя начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Свердловской области Ильи Плетнева, за 2018 год в Свердловской области выявлено 1 тыс. 245 административных правонарушений в сфере оборота алкоголесодержащей продукции. В том числе пресечена деятельность восьми нелегальных цехов по производству крепкого алкоголя.

«Как правило, такие цеха производят все: от обычных марок водки до элитного алкоголя. Недобросовестные предприниматели исследуют рынок и строят свою деятельность в соответствии с его потребностями. Вся продукция выявленных цехов была изъята и уничтожена. Также уничтожено оборудование, на котором напитки производились», — пояснил Илья Плетнев.

Эксперт отметил, что за год из незаконного оборота изъято 153 тыс. 617 л этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также 106 тыс. 668 л алкогольной продукции, готовой к реализации.

Впрочем, руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО Юрий Чащин полагает, что как раз в сегменте крепкого алкоголя сейчас ситуация относительно благополучная. На полках магазинов контрафакт практически не попадает: им торгуют в основном из багажников автомобилей или завозят в небольшие сельские магазины. Основное число нарушений в данной сфере связано не с фальсификацией, а с нарушениями правил торговли, в том числе с реализацией товара через интернет.

«Оборот крепкого алкоголя мы отслеживаем давно, и прозрачность этого рынка за последние годы заметно выросла, а число игроков сократилось. Здесь играет важную роль система ЕГАИСС, где учитывается каждая бутылка, а также несколько видов контроля со стороны различных ведомств. Кроме того, лицензиаты-сетевики зачастую сами обращаются в надзорные органы с жалобами на недобросовестных конкурентов. Таким образом, производство крепких алкоголесодержащих напитков становится делом слишком рискованным и попросту невыгодным», — пояснил Юрий Чащин на пресс-конференции в Екатеринбурге.

Совсем иная ситуация складывается в сфере производства и продажи пива. По словам экспертов, на сегодняшний день именно оно, а также напитки на его основе составляют наибольшую часть нелегального оборота алкогольной продукции на Урале.

«Если в 2015 году около 90% продукции в нелегальном обороте составляла водка (около 55 тыс. декалитров), то в 2018-м — всего 9,3%. При этом доля пива и пивных напитков достигла порядка 86%: этот рынок не лицензируется, мы фиксируем только объемы, поэтому недобросовестным игрокам здесь проще осуществлять махинации. Кроме того, постоянно идет ротация: одни игроки уходят, другие приходят, и контролировать пивной сегмент нам гораздо сложнее», — рассказал Юрий Чащин.

Так, если компаний, производящих крепкий алкоголь, на сегодняшний день на Урале всего шесть, то зарегистрированных производителей пива насчитывается 107. В несколько раз отличается и количество оптовых продавцов: 92 реализуют крепкие напитки, 358 — пиво.

Таким образом, представители надзорных ведомств полагают, что для сокращения оборота нелегального алкоголя сегодня в первую очередь следует упорядочить производство и продажи пива, а также напитков на его основе. Эти вопросы следует решать как на уровне законодательства, так и путем совершенствования системы контроля за этими видами продукции.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать