Дата: 01.03.2018

Парадокс ветхого жилья

Действующее законодательство, на основе которого разрабатываются региональные программы по переселению граждан, не содержит понятия «ветхое жилье». В связи с этим жителям домов с высокой степенью износа не стоит рассчитывать на помощь государства в вопросе улучшения жилищных условий. По крайней мере, до тех пор, пока дом не перейдет в категорию «аварийного». Пока в Свердловской области объем ветхого жилья в несколько раз превышает объем аварийного. Возможным выходом для жителей может стать проведение капитального ремонта в доме, но только в случае, если в областном фонде посчитают затраты на работы рентабельными. На практике же оказывается, что и проведение капремонта не становится панацеей от ветхого жилья.

Парадокс ветхого жилья

Объем ветхого жилого фонда в Свердловской области фактически не меняется. По данным Свердловскстата, с 2000 года показатель в регионе колеблется в пределах значения 1,36-1,5 млн кв. м. Можно было ожидать, что ситуация улучшится с началом реализации на Среднем Урале программы по расселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Однако существенных изменений не произошло.

Общая площадь ветхого жилищного фонда Свердловской области, тыс. кв. м.
Общая площадь ветхого жилищного фонда Свердловской области, тыс. кв. м.

Как пояснили УрБК в департаменте информационной политики Свердловской области, ФЗ-185, который регламентирует переселение граждан из аварийного жилья, не содержит термина «ветхое жилье». Поэтому в региональные программы на расселение не включают дома с высокой степенью износа, а только те, которые уже находятся в аварийном состоянии.

«Обращаем ваше внимание на то, что понятие «ветхое жилье» в ФЗ-185 отсутствует, и поэтому включение таких домов в вышеуказанные программы — до тех пор, пока они не будут признаны аварийными, — было бы незаконным», — пояснили корреспонденту УрБК в ДИПе.

Между тем, по данным статистики, только в 2012-2013 годы количество многоквартирных домов (МКД) в регионе выросло в четыре раза. Так, на 1 января 2012 года в регионе было зарегистрировано 5 тыс. 423 ветхих МКД, аварийных — 1 тыс. 277 домов. На 1 января 2013 года соответственно 5 тыс. 434 дома и 1 тыс. 573 МКД.

Количество ветхих и аварийных домов в Свердловской области, ед.
Количество ветхих и аварийных домов в Свердловской области, ед.

Возможностью улучшить жилищные условия для жителей ветхих домов мог бы стать капитальный ремонт. Однако напомним, что в регионе исключают из программы дома, проведение работ в которых нерентабельно для фонда. Как пояснял ранее министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, к таким домам относят здания, стоимость капитального ремонта в которых оказывается больше суммы, собранной жителями за 30 лет — время действия долгосрочной программы капремонта. По словам главы минЖКХ, в таких случаях построить новый дом оказывается дешевле, чем восстановить старый.

Естественно, существует прямая зависимость между степенью изношенности и стоимостью работ. Таким образом, вероятность того, что ветхое жилье не попадет в итоге и в программу капремонта, довольно-таки высока. Возможно, это и к лучшему. Напомним, уже сейчас в Екатеринбурге зафиксированы случаи, когда капремонт приводил не к обновлению, а к разрушению дома. Так, например, произошло со зданием по адресу Суворовский переулок, 16а, где в начале февраля обрушился потолок в квартире на последнем этаже.

По информации УрБК, с сильным износом межэтажных перекрытий рабочие столкнулись и на других объектах в Екатеринбурге. Однако этот вид работ не входит в программу капремонта, поэтому собственникам придется обновлять их за свой счет.

По сути, ветхое жилье оказалось за пределами обеих программ по улучшению жилищных условий граждан: расселять его противозаконно, а ремонтировать — невыгодно и порой опасно. Между тем, согласно действующему законодательству, у собственников есть обязанность поддерживать многоквартирные дома в надлежащем состоянии. Таким образом, в случае обрушения в здании ответственность за это еще и может пасть на его жителей при наличии ТСЖ или управляющую компанию.

Валерия Кабанова
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать