Дата: 07.02.2018

Коммунальная ответственность

Коммунальная ответственностьС начала текущего года между управляющими компаниями Екатеринбурга и энергетиками не утихают споры об ответственности за коммунальные аварии. С наступлением холодов прорывы на теплосетях ожидаемо возросли. На этом фоне сразу несколько УК почти одновременно заявили о неготовности структур ПАО «Т Плюс» к отопительному сезону. Энергетики ответили теми же обвинениями, но уже в адрес управляющих компаний. Примечательна в сложившейся ситуации не причина спора (к коммунальным авариям в Екатеринбурге привыкли), а его выход в публичную плоскость и большое количество участников.

Ремонт труб в середине зимы

Первыми с обвинениями в адрес энергетиков 24 января выступили УК «РЭМП Железнодорожного района» (на обслуживании более 450 домов) и УК «ЖКХ Орджоникидзевского района» (более 340 домов). В первой управляющей компании заявили о 40-процентном увеличении числа случаев отключения отопления по сравнению с отопительным сезоном 2016-2017. В организации утверждают, что в октябре, ноябре и декабре было зафиксировано 54 случая отключения отопления более чем в ста домах.

«Сети старые. Один прорыв ликвидировали — тут же происходит другой. Аварий стало очень много: они случаются примерно раз в две-три недели. Ситуация усугубляется тем, что с начала отопительного сезона представители ресурсоснабжающих организаций постоянно останавливают работу ЦТП, чтобы перевести теплопункты на автоматический режим. Я не понимаю, почему эту модернизацию обязательно делать зимой, а не летом», — говорил управляющий УК «ЖКХ Орджоникидзевского района» Антон Крылов.

Управляющий УК «РЭМП Железнодорожного района» Александр Колесников, в свою очередь, заявил о ненадлежащей подготовке, отсутствии мониторинга повреждений.

«По закону коммунальные услуги предоставляются круглосуточно, то есть бесперебойно, либо с утвержденными по времени перерывами. А по факту данный норматив перерыва подачи ресурсов поставщиком не соблюдается, и на ряде объектов отключение составляет от 50 часов в месяц», — сказал А. Колесников.

Через несколько дней к критике энергетиков подключилась УК «Радомир-Инвест». В этой организации были недовольны ремонтом сетей Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК, является структурой ПАО «Т Плюс»), который проводился в середине зимы. Из-за проведения работ температура батарей и горячей воды в 123 домах на ЖБИ снизилась до +50 С.

«Повреждение трубопровода в районе тепловой камеры на перекрестке улиц Новгородцевой — Сиреневого бульвара было выявлено ресурсниками на прошлой неделе. Дефект был не критичным, поэтому решили отложить ремонт участка до наступления потепления. Ресурсоснабжающая организация уведомила управляющую компанию о проведении работ, однако это не меняет ситуации», — рассказал руководитель УК «Радомир-Инвест» Евгений Тиунов.

Далее на примере этого ремонта Е. Тиунов заявил о «порочной практике» проведения ремонта зимой при наличии паспортов готовности к отопительному сезону. К слову, данные документы муниципалитетам выдает Ростехнадзор, если у ведомства нет замечаний к сетям и теплоисточникам.

«Мнимые аварии»

С ответом на обвинения УК «ЖКХ Орджоникидзевского района» и УК «РЭМП Железнодорожного района» выступила ЕТК. В компании признали, что в ее хозяйстве действительно есть старые сети, но они достались структуре ПАО «Т Плюс» от обанкротившегося МУП «Екатеринбургэнерго».

Увеличение аварийности на 40%, отмеченное управляющими компаниями, представители ЕТК и вовсе назвали мнимым. Более того, в компании опровергли заявления об остывающих батареях, указав на минимальные сроки ликвидации аварии.

Ответ на критику УК «Радомир-Инвест» со стороны ЕТК был более жестким. Энергетики заявили, что выдали ряд замечаний управляющей компании, и впоследствии были разосланы жалобы на УК в прокуратуру и администрацию города.

«В УК «Радомир-Инвест» есть подписанные паспорта готовности к отопительному сезону на каждый многоквартирный дом. Кроме того, я не вижу связи между подготовкой к зиме домовых сетей и наружных тепломагистралей, которые регулярно рвет, в результате чего целый микрорайон остается без тепла. Как дома могут быть виноваты в авариях на сетях?», — парировал Е. Тиунов.

Вдобавок управляющая компания обратилась в Уральский филиал Ростехнадзора с просьбой привлечь к ответственности поставщика ресурсов «Т Плюс» за срыв отопительного сезона.

Для потребителя нет разницы

Судя по настрою сторон, конфликт на данный момент далек от завершения. Каких-либо предпосылок для его разрешения нет. Примечательно, что несмотря на длительность спора и большое количество участников, представители органов власти фактически его не замечают. В частности, до настоящего времени на события не отреагировала администрация Екатеринбурга. В Екатеринбургской городской думе также не проявили интереса к происходящему. По словам члена комиссии ЕГД по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию Дмитрия Сергина, каких-либо обращений по этому спору или прорывам сетей к депутатам не поступало.

Сами по себе конфликты между управляющими компаниями и теплоснабжающими организациями — не редкость. Однако ранее УК и структуры ПАО «Т Плюс» спорили в основном из-за долгов в судебных залах. В публичную плоскость, через целенаправленные обращения в СМИ, такого рода разбирательства не выходили.

В сложившейся ситуации эксперты усматривают несколько версий. Одна из них — подготовка законопроекта о переходе на прямые договоры по оплате коммунальных ресурсов между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Еще до начала конфликта с УК еще одна структура ПАО «Т Плюс» — ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» — заявила о планах скорейшего перевода потребителей на прямые расчеты.

«Пока для потребителей-«физиков» мы являемся специфическим кредитором и взыскателем. Они больше привыкли платить в управляющую организацию. Думаю, что за 2018 год мы этот тренд переломим», — заявлял директор по работе с дебиторской задолженностью Свердловского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Дмитрий Прилежаев.

Однако у этой версии есть один нюанс — сами РСО, как ранее писал УрБК, не сильно горят желанием перейти на новую форму приема платежей. Некоторые из них просто не готовы к новым механизмам. Добавим, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является далеко не единственной структурой ПАО «Т Плюс».

На взаимоотношения между УК и теплоснабжающими организациями могло повлиять внимание со стороны надзорных органов. Как сети в жилфонде, так и подземные коммуникации в Екатеринбурге местами сильно изношены. Авария, которая длится по времени больше суток, в большинстве случаев привлекает внимание прокуратуры и других ведомств. В этой связи управляющие компании и РСО нередко спорят, где заканчивается зона ответственности одной организации и начинает отвечать другая.

Впрочем, для конечного потребителя, который в результате аварии остается без тепла и ГВС, ответственность какой-либо из сторон не имеет значения. Идущие сегодня споры между УК и РСО, по сути, никак не влияют на частоту прорыва сетей или их ремонт.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать