Дата: 10.05.2017

Под прессом экосбора

Под прессом экосбораГод экологии в России ознаменовал ввод экологического сбора для производителей товаров, которые подлежат утилизации. В категорию облагаемой сбором продукции попала и печатная пресса, платежи в бюджет издателям и полиграфистам было необходимо совершить до 15 апреля. Однако опрошенные УрБК участники рынка либо не слышали о новом платеже, либо посчитали, что не обязаны его уплачивать. В свою очередь представители профсообществ отмечают, что экологический сбор обязаны вносить все участники цепочки — от производства до распространения прессы. В результате дополнительная нагрузка окажет негативное влияние на рынок, который и так находится в глубоком кризисе.

Экологический сбор в России ввели в декабре 2014 года, когда внесли поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Однако его ввод оказался отложен на три года. Согласно постановлению правительства РФ, экосбор должны уплачивать производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации — бытовой техники, одежды, стекла, электротоваров. Всего перечень включает 36 пунктов, в том числе газеты, а также изделия из бумаги и картона. Ставка сбора для такой продукции почти достигает 2,4 тыс. руб. за 1 тонну. Срок уплаты был обозначен 15 апреля 2017 года.

Введение отложенного на несколько лет экосбора стало неожиданным для участников рынка печатной прессы. И хотя срок уплаты истек практически месяц назад, уральские полиграфисты или медиаиздатели оказались не знакомы с изменениями законодательства. По словам председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, согласно законодательству, уплачивать экосбор должны и те, и другие.

«Мы пребываем в некотором состоянии шока, потому что более непродуманного и более, деликатно скажем, странного решения в этой части я просто не знаю. Печатная продукция проходит цепочку организаций до момента продажи. Получается, что платить этот экологический налог обязаны все — производитель бумаги, издатель, полиграфист, распространитель прессы. Это, конечно, безумие — четырехкратное налогообложение одной и той же продукции. Это противоречит не только логике и здравому смыслу, но и закону, потому что двойное налогообложение недопустимо», — рассказал УрБК Александр Оськин.

Как отмечает заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий, введение нового сбора для издателей не прошло согласование и в профильных ведомствах.

«К сожалению, эта законодательная инициатива, равно как соответствующие постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, появлялись на свет не очень публично, во всяком случае, ни Роспечать, ни Минкомсвязи России их не согласовывали, потому что к нам они не поступали. Таким образом, издателей и полиграфистов поставили перед фактом уплаты этого сбора, причём по непонятным правилам. Как выяснилось, его хотят брать и с производителей бумаги, и с полиграфистов, и с издателей, и даже с распространителей печати, то есть четырежды», — прокомментировал представитель Роспечати.

При этом рынок печатной прессы России находится в глубоком кризисе. По данным исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за последние три года объем рынка рекламы в печатных СМИ сократился на 40% — с 33 млрд руб. в 2014 году до 19,7 млрд руб. в 2016 году. При этом падение продолжается — так, в I квартале 2017 года сокращение рекламных бюджетов в прессе составило 18% в годовом выражении.

Кроме того, отмена дотаций на доставку подписных изданий населению в 2014 году привела к значительному сокращению тиражей. По данным АРПП, с 2014 года показатель снизился на 40%, и продолжает сокращаться на 15-20% каждые полгода.

«Еще один важный момент в этом вопросе — наша отрасль находится в глубоком экономическом кризисе по ряду причин, в том числе из-за роста цен на бумагу, топливо, аренду, падения покупательной способности населения. Люди стали меньше покупать прессу. Исходя из вышесказанного, замечу, что усиление налоговой нагрузки на нашу отрасль является, деликатно скажем, безумным, потому что мы ставим вопрос перед руководством нашей страны об оказании ей экономической помощи. И тут опять появился налог, который облагает нас дополнительной нагрузкой. В этой ситуации наша отрасль возмущена», — пояснил Александр Оськин.

Сейчас в ассоциации готовят коллективное обращение на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой исключить упоминание газет и журналов из текста постановления кабмина и таким образом освободить издателей от экосбора.

Отметим, что рынок печатной прессы испытывает трудности не только в России: тенденция является общемировой и обусловлена переходом читательской аудитории в интернет и социальные сети. Вместе с тем, в большинстве западных стран приняты программы по поддержке периодики, например, введены нулевые ставки по налогам для самих изданий или распространителей. В связи с этим появление в России нового сбора для прессы, который участники отрасли приравнивают к налогу, кажется по меньшей мере странным. А политика властей по информированию о вступлении в силу поправки — и вовсе провальной.

Валерия Кабанова
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать