Дата: 19.10.2016

Личная информация широкого использования

Личная информация широкого использованияВ условиях непростой экономической ситуации уральские компании стали вести более агрессивную политику продаж, предлагая свои товары или услуги даже гражданам, которые против нахождения своих персональных данных в их базе контактов. Об этом свидетельствует увеличение количества жалоб в Роскомнадзор по этому вопросу. Вместе с тем юристы отмечают, что зачастую граждане сами пренебрежительно относятся к своим персональным данным, разрешая их использование компаниям, а потом забывая об этом.

Федеральный закон «О персональных данных» принят в России более 10 лет назад, однако до сих пор остается слабым в части исполнения, считают эксперты. Многие компании, получив однажды разрешение от гражданина на обработку и хранение персональных данных начинают этим злоупотреблять — навязывают покупку товаров и услуг или вовсе передают контакты третьим лицам. При этом на просьбы абонентов удалить их номер из базы представители организаций, как правило, не реагируют.

«Вот уже на протяжении четырех месяцев раз или два в неделю мне с великим упорством названивают сотрудники интернет-провайдера «Дом.ру» и навязывают свои услуги. Данные я оставила их сотруднику, когда они предложили поменять провайдера. Однако при ближайшем рассмотрении их тариф оказался ничем не лучше моего, поэтому я отказалась от переподключения. С тех пор они постоянно звонят, чтобы узнать, не передумала ли я. Просьбы удалить мои данные из их базы ни на что не влияют, и ситуация никак не меняется», — рассказывает жительница Екатеринбурга Марина.

В Управлении Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, которое регулирует исполнение законодательства в этой сфере, УрБК пояснили: чтобы обязать компанию удалить персональные данные из базы, необходимо написать отзыв на разрешение их обработки и хранения. При этом формулировка отзыва разрешения может быть свободной, главное — письменная форма и возможность подтверждения, что запрос был отправлен. Если и после этого компания не выполнила требование, гражданину следует обратиться уже непосредственно в Роскомнадзор.

«При получении отказа от оператора (имеется в виду любая организация, которая занимается обработкой персональных данных — прим. УрБК) в блокировании неправомерного использования и уничтожения персональных данных, заинтересованное лицо вправе обратиться в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу с приложением копий документов, подтверждающих отправку заявления и получение его оператором для применения управлением мер в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации», — пояснили УрБК в надзорном ведомстве.

При этом в Управлении отмечают рост количества обращений по этому вопросу за последний год. Если за девять месяцев 2015 года поступило 10 жалоб от граждан на неправомерное использование организациями персональных данных для звонков рекламного характера, то с января по сентябрь этого года количество таких обращений увеличилось до 23.

При этом если абонент точно не давал свой контактный номер звонящей компании, то речь уже идет о нарушении рекламного законодательства, и регулирование вопроса переходит Федеральной антимонопольной службе. По данным свердловского УФАС, с начала года в надзорном органе зафиксировали 11 жалоб от граждан на телефонные звонки с рекламой и 95 обращений о распространении смс рекламного характера без согласия абонента, что можно отнести к спам-сообщениям. При этом в ведомстве отмечают, что в таких случаях практически невозможно наказать виновных, потому что граждане не запоминают названия компаний, представители которых им звонили.

«Между тем, установить виновное лицо по телефонным звонкам практически невозможно, ввиду того, что заявители, как правило, не могут указать рекламодателя или рекламораспространителя», — прокомментировали в пресс-службе УФАС России по Свердловской области.

По словам управляющего партнера юридической компании «Legal Jazz» Романа Фадеева, многие жители сами не запоминают, кому и когда предоставляли свои персональные данные. Согласие на обработку и хранение информации может быть прописано в каком-нибудь договоре, и если граждане подпишут его, не читая, то и не будут знать об этом.

«В целом, конечно, с исполнением законодательства о персональных данных у нас пока не очень все хорошо. В первую очередь потому, что очень маленькие штрафы за нарушение — в пределах 10-20 тыс. руб. Эта сумма не очень большая для любого юридического лица, поэтому особого стимула соблюдать закон нет. В то же время кроме неудобств, которые причиняют продавцы различных товаров, я думаю, что никаких особых рисков гражданам это не несет. Достаточно установить приложение, которое заблокирует конкретные номера. Если же говорить о злоумышленниках, которые охотятся за персональными данными, они добудут их и так», — считает юрист.

И действительно, при соответствующем запросе любой поисковик выдает до десяти сайтов, где продаются базы с паспортными или контактными данными российских граждан. Для примера, стоимость 1 тыс. телефонных номеров с ФИО и датой рождения на одном из сайтов составляет всего 250 руб. (25 коп. за 1 контакт), 1 млн — 50 тыс. руб. (5 коп. за 1 контакт). Некоторые злоумышленники пошли дальше и стали зарабатывать на исключении контактов из баз данных. Так предлагают поступить создатели сайта phonenumber.to, на котором якобы хранятся персональные данные 80 млн жителей России. За исключение из базы создатели просят оплату криптовалютой.

В целом текущая ситуация ставит вопрос об эффективности закона о персональных данных. По прошествии 10 лет после его принятия граждане по-прежнему не поняли ценности защиты персональных данных и в большинстве своем по-прежнему не боятся их распространения. В свою очередь, организации практически в открытую нарушают законодательство, делясь контактами с партнерами или покупая базы данных на сомнительных сайтах.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать