Дата: 16.09.2016

Вино «утекает» из дорогих сегментов

Вино «утекает» из дорогих сегментовВ общем объеме продаж винотек Екатеринбурга продолжает сокращаться доля премиум-сегмента. Жители уральской столицы приспособились к кризису и не отказываются от покупки вина, но стали подходить к выбору гораздо скрупулезнее. При этом заметным трендом остается мода на отечественную и, в первую очередь, крымскую продукцию, однако ее доля на рынке почти не растет.

По словам управляющего винотекой «АкваВита» в Екатеринбурге Леонида Шварцберга, существенного падения рынка винной продукции за год не произошло. Однако средний чек несколько снизился.

«Те люди, которые покупали вино за 1 тыс. руб., теперь берут за 800 руб. И если раньше могли взять несколько бутылок, чтобы иметь запас, сегодня ограничиваются одной-двумя. И хотя у нас вина абсолютно разные — от 300 руб. за бутылку до 100 тыс. руб. и более — самый продающийся сегмент именно в винотеках находится в ценовом диапазоне 800-1 тыс. руб. При этом можно сказать, что клиенты стали подходить к выбору вин более осознанно и грамотно», — пояснил он.

С Леонидом Шварцбергом согласен и собственник винотеки «Багратион» Альберт Вазиров. Он отмечает, что сегодня люди скрупулезно выбирают вина, тратят на это много времени и самую дешевую продукцию не покупают.

«Кризис, конечно, чувствуется: экономические изменения влияют на платежеспособность граждан. Наши клиенты в основном приобретают продукцию стоимостью от 400 до 600 руб., однако совсем дешевые напитки брать перестали. Если человек готов в кризис отдать деньги за бутыль вина, он хочет получить от него удовольствие», — рассказал Альберт Вазиров.

Владелец «Винотеки Соловьева» Семен Соловьев не заметил снижения среднего чека, однако
наблюдает «перетекание» спроса из высокого ценового сегмента в средний. Впрочем, по его словам, эта тенденция на рынке винной продукции действует уже несколько лет.

«Рынок самых дорогих вин продолжает падать с 2008 года. Люди, которые пили такие напитки, от них не отказываются, но покупают чаще в подарок, чем для себя, или приобретают их за границей. Таким образом, цены вин, которые покупают жители Екатеринбурга, стали ниже, хотя объем остался прежним, возможно, даже немного вырос. Средний чек заказа у нас уже несколько лет остается на уровне 3 тыс. руб.», — пояснил эксперт.

При этом участники рынка отмечают, что выбор екатеринбуржцев все чаще останавливается на отечественных винах. Большую роль здесь сыграло присоединение Крыма к России и последовавший за этим поток произведенных на полуострове товаров.

Впрочем, речь идет о напитках, приготовленных из продукции российских виноградников, а ее доля по-прежнему невелика. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, она составляет не более 30% рынка. Остальные выпущенные в России вина производятся из импортных виноматериалов.

«Очень впечатляет интерес к настоящим крымским винам. По качеству они зачастую не отстают от импортных аналогов, и наши сограждане это поняли. Люди гораздо чаще стали спрашивать и приобретать отечественную продукцию, специально за ней приходят — я бы назвал это «винным патриотизмом», — отметил Альберт Вазиров.

Однако, по мнению Леонида Шварцберга, эту тенденцию можно назвать модой, которая как пришла, так и уйдет, если у екатеринбуржцев не будет экономических оснований делать выбор в пользу отечественной продукции.

«Люди с удивлением обнаружили, что в России есть свои вина. Попробовали их, оценили, убедились, что за какие-то из них готовы отдать 500 руб., за какие-то даже 3 тыс. руб. Но это как мода: пока она еще ощущается, но вряд ли продлится долго, если не изменятся цены», — полагает он.

По словам Леонида Шварцберга, государство за последний год ничего не сделало для поддержки хозяйств, имеющих собственные виноградники. А без его помощи предприниматели в кризис не могут поддерживать конкурентоспособные цены на продукцию, производство которой пока обходится дорого, так как зачастую начинается «с нуля».

«Хозяйства, делающие свое вино, есть, и их достаточно много, но объем производства там обычно маленький, а затраты высокие, в том числе на покупку или аренду земли. Чтобы окупать эти затраты, предпринимателям приходится устанавливать достаточно высокие цены. Поэтому когда мода на российские вина сойдет на нет, очень немногие из них смогут выдержать конкуренцию с импортом», — пояснил эксперт.

Таким образом, по мнению участников рынка, предпочтения екатеринбуржцев при выборе вина в сложившейся экономической ситуации уходят из высоких ценовых сегментов, но не опускаются в самые нижние. При этом сегодня есть хороший спрос на отечественные вина, однако в перспективе он может снизиться из-за ценовой конкуренции со стороны продукции иностранного производства и «псевдороссийских» напитков из импортных виноматериалов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать