Дата: 05.04.2016

Безнадзорный полет

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.com (DodgertonSkillhause)В России с 30 марта вступил в силу закон, ужесточающий правила использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Документ обязует владельцев дронов регистрировать их и согласовывать с ведомствами каждый полет. Закон застал врасплох не столько операторов БПЛА, сколько чиновников, которые должны будут за ними следить. Непонятным остается кто и как именно будет осуществлять надзор за беспилотниками.

Согласно изменениям в Воздушный кодекс РФ, устанавливаемые новым законом, все беспилотные летательные аппараты максимальной взлетной массой 0,25 кг и менее подлежат обязательной регистрации. Оператора дрона закон наделяет статусом командира воздушного судна (КВС). В этом случае на КВС возлагаются обязанности по обеспечению безопасного выполнения полета. Кроме того, для управления беспилотником необходимо будет получить так называемое свидетельство внешнего пилота.

Формально, как отмечают владельцы дронов, новый закон очень сильно осложнит им жизнь. В первую очередь ужесточение правил касается фотографов, среди которых использование беспилотных летательных аппаратов набирает популярность.

«Этот закон приведет к очередной бюрократии. Невозможно будет управлять любым предметом, который поднимается выше головы. Даже брошенный камень будет считаться летательным аппаратом», — сказал УрБК екатеринбургский фотограф Антон Фадеев, специализирующийся на аэросъемке.

Впрочем, хотя сам закон и вступил в силу, многое в нем остается непонятным. До настоящего времени правительство России не утвердило правила регистрации. Имеется только проект соответствующего распоряжения, который проходит общественные обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Документом предлагается обязать владельцев дронов ставить на учет свои аппараты в ФСБ.

В заявлении на регистрацию должны быть указаны следующие характеристики: страна-изготовитель аппарата, серийный номер, количество двигателей и их мощность, а также документы, которые подтверждают факт приобретения и факт изготовления аппарата. Кроме того, владелец беспилотника должен указать и свои данные. Сроки утверждения распоряжения о порядке регистрации дронов пока неизвестны.

До конца неясным остается и то, кто конкретно будет осуществлять контроль над полетами беспилотников. Ряд специалистов считает, что поскольку полет таких аппаратов будет регламентировать Воздушный кодекс, то и контроль будет осуществлять Ространснадзор.

«Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее — орган государственного надзора) в порядке, установленном правительством Российской Федерации», — говорится в законе.

УрБК обратился за разъяснениями в ряд ведомств, которые отвечают за перемещения в воздушном пространстве. В ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ОрВД) от комментариев отказались и переадресовали вопрос к Росавиации. В этом ведомстве также отказались комментировать новый закон и велели журналистам обращаться в Минтранс, где такими вопросами занимается Ространснадзор.

Однако, как пояснили УрБК в Уральской транспортной прокуратуре, Ространснадзор не имеет отношения к регулированию полетов дронов. В ведомстве утверждают, что операторы беспилотников должны согласовать полеты в ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения».

«У специалистов этого ведомства есть особые зоны обслуживания. Для полетов предварительно необходимо будет попросить разрешение у ОрВД. Воздушный кодекс распространил часть требований к владельцам воздушных судов на беспилотные летательные аппараты. Если вы этого не сделали, вы нарушили закон. Если залетели не в ту зону, то наступает ответственность», — сказали в Уральской транспортной прокуратуре.

Вместе с тем, как отметили в ведомстве, у ОрВД нет никаких систем, чтобы отслеживать полеты дронов или вычислять перемещения незарегистрированных аппаратов.

«Это возможно, если аппарат попал в зону действия каких-либо приборов слежения», — отметили в Уральской транспортной прокуратуре.

Каким образом начнут пресекать несанкционированные полеты дронов и будут ли вообще, тоже неизвестно. Госкорпорация такими возможностями не располагает. В ГУ МВД России по Свердловской области, которое располагает собственными беспилотниками, каких-либо распоряжений о надзоре за аппаратами не поступало.

Как считает Антон Фадеев, на деле закон об установлении надзора за дронами практически неосуществим. В этой связи обессмысливается и необходимость в регистрации беспилотных аппаратов.

«Я думаю ничего не изменится, как все летали, так и будут летать. То, что этот закон вступил в силу — полбеды. Поднимая аппарат в воздух, уже нарушаешь воздушное пространство, и тут неважно, зарегистрирован ты или нет. В любом случае, нужно получать разрешение», — считает фотограф.

В реальности после вступления в силу закона, как полагают операторы дронов, за их действиями никто не будет следить. Владельцы аппаратов не исключают, что надзорные ведомства будут проводить рейды, но они будут носить точечный характер.

Сергей Беляев
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать