Дата: 28.03.2016

Арт-бизнес: Сложен и бессистемен

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВ Екатеринбурге художники, искусствоведы и представители арт-бизнеса в режиме круглого стола обсудили возможности продвижения и продаж произведений современного уральского искусства. По мнению экспертов, единого способа достижения коммерческого успеха в данном сегменте рынка нет: поиск выхода на покупателя всегда индивидуален. При этом для каждого художника важно не только «свое лицо», но и интеграция его творчества в мировой контекст: «местечковое» искусство сегодня малопривлекательно для инвесторов.

Основной проблемой уральских художников, профессионально занимающихся искусством, эксперты считают недостаточную востребованность их творчества как на российском, так и на зарубежном рынках. Выход за пределы региона, интеграция в мировой контекст — задачи, рано или поздно встающие перед каждым автором. Поиск возможных путей решения этих задач стал основной темой прошедшего в Екатеринбурге круглого стола.

Участники мероприятия обратили внимание на проблему, связанную с разницей в запросах отечественного и зарубежного потребителей искусства. По словам арт-директора Екатеринбургской галереи современного искусства Елены Шипицыной, для продвижения уральских художников необходимо понять, что востребовано российским арт-рынком, а что — международным.

«Существует миф, что соцреализм — клондайк, который бесконечно можно продавать иностранцам. Но их интересует уникальность, подлинность — довоенный пласт, связанный с искренним романтизмом. Еще один востребованный тренд — протестное направление 90-х годов, нонконформизм. Благополучное коммерческое искусство никому не интересно», — пояснила Елена Шипицына.

Она также отметила, что молодое российское искусство тоже имеет спрос за рубежом. Но важна индивидуальность, «свое лицо» и, конечно, мастерство художника.

Эксперты рассмотрели несколько путей продвижения молодых авторов и пришли к выводу, что сегодня такие традиционные способы, как организация выставок в музеях и галереях, отходят на второй план, уступая место возможностям, которые дает интернет.

«Для молодежи музей не так много может сделать. Наш контингент — люди 40-50 лет и старше. Мы организуем для молодых художников 1-2 выставки в год. Сегодня музеи выживают, укрепляют свои институциональные позиции, а выставки для них — лишь социальный договор, за который не берется плата. Нужно ли это, когда есть интернет?», — рассказал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Художник Кирилл Бородин также отметил, что взаимодействие с галереями зачастую проблематично и не имеет той перспективы, на которую рассчитывают молодые авторы.

«От галеристов нет помощи: они зачастую не хотят продвигать художников за рубеж, поскольку боятся, что авторы туда уедут и их нечем будет удержать. Приходится, допустим, на рынок Китая выходить через другие каналы — людей, которым выгодно, чтобы наше искусство не было «местечковым», — пояснил он.

В свою очередь, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова отметила, что далеко не все галеристы заинтересованы в искусственном удержании художников на Урале. По ее словам, проблема Екатеринбурга в том, что не происходит смычки автора и галереи: хотя город насыщен культурной жизнью, контакта не возникает, и ответственны за такую ситуацию частично сами художники.

В то же время, эксперты сошлись во мнении, что участие в крупных выставках, биеннале и прочих и международных мероприятиях дает наибольшие возможности для продвижения молодым уральским авторам.

«Художник формируется, когда видит рядом со своими работами произведения других, в том числе известных авторов, когда его труд оценивают серьезные искусствоведы, то есть на конкурсной основе. Важно участвовать в крупных мероприятиях, показывать действительно интересные проекты — тогда за вас «зацепятся» и начнут продвигать», — отметил заслуженный художник РФ Сергей Айнутдинов.

Такие возможности, по словам экспертов, в широком ассортименте дает интернет: подавать заявки на участие в мероприятиях художники могут совершенно самостоятельно, и регион в данном случае существенного значения не имеет. Однако при этом автору важно проявлять собственную активность, а не ждать, что кто-то оценит его творчество.

«Рынок стал богатым, изощренным — нужно шевелиться, понимать, каким именно искусством ты занимаешься, искать собственную аудиторию, где твои работы будут иметь резонанс: что успешно в Китае, может не быть таковым в Европе», — сказал екатеринбургский художник Сергей Кияница.

Таким образом, участники мероприятия сошлись во мнении, что сколько бы ни был талантлив художник, ему не стоит ждать, что придет инвестор и по отлаженной схеме начнет продвигать его творчество. Такой системы в Екатеринбурге, по словам Никиты Корытина, нет и не будет. Это открытый процесс, для участия в котором автор должен использовать все доступные ему ресурсы.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать