Дата: 25.12.2015

В шоу-бизнес через СРО

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comГосдума РФ готовится к Новому году принять закон «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации». Разработчики надеются с его помощью навести порядок в шоу-бизнесе и существенно сократить возможности мошенничества. Однако эксперты опасаются, что закон вместо механизма регулирования рынка создаст «кормушку» для ограниченной группы лиц, которая займется его переделом.

Напомним, в настоящее время законопроект принят в первом чтении. Он обязывает предпринимателей и компании, занимающиеся организацией и проведением мероприятий, объединяться в саморегулируемые организации (СРО), имеющие свой устав, сайт и не меньше 50 участников, каждый из которых будет платить ежегодные членские взносы. При этом площадки, зрительская зона которых составляет 400 кв. м. и более, будут обязаны работать только с промоутерами, принадлежащими к какой-либо СРО.

По задумке разработчиков, основной задачей закона является чистка рынка от недобросовестных игроков, деятельность которых приводит к нарушениям прав потребителей. Кроме того, закон должен повысить ответственность организаторов за физическую безопасность зрителей во время концертов и шоу.

«Отрасль не содержит никаких форм регулирования и контроля качества оказанных услуг. Более того, она является рискованной зоной предпринимательства. Так, весной 2015 года в регионах РФ по разным причинам были отменены не менее 2 000 концертных мероприятий. Организаторы данных концертов и шоу, понесшие предварительные расходы по организации, зачастую не могут изыскать возможности вернуть денежные средства за ранее приобретенные гражданами билеты», — говорится в пояснительной записке.

Участники рынка в целом не отрицают необходимость принятия регулирующих мер в отрасли. Так, по словам продюсера «Телеклуба» и «Дома печати» Семена Гальперина, заняться организацией концертов сейчас может кто угодно, однако дилетантство зачастую влечет за собой образование больших долгов, отмены концертов, невозврат билетов.

«Непрофессиональные игроки создают высокую конкуренцию на рынке, необоснованно повышая гонорары артистов, и мешают работать добросовестным компаниям. Поэтому идея создания промоутерского сообщества, которое будет контролировать этот рынок, была давно. И это делать нужно», — полагает он.

В то же время эксперты считают «закон о СРО» в шоу-бизнесе недостаточно проработанным. Они отмечают, что идея страхования рисков по принципу «общего котла» за счет членских взносов в других отраслях бизнеса уже доказала свою низкую эффективность.

«Закон сформулирован в общих чертах. Содержательных пунктов там крайне мало. Конкретные вещи, видимо, должны быть прописаны в уставе СРО, но никаких ограничений на этот устав нет. Также непонятно, почему добросовестные промоутеры должны «скидываться», чтобы прикрывать недобросовестных? Если это страховая деятельность, то взносы должны зависеть от оборота, от вала, от количества проданных билетов и цен на них. Если же устанавливается единый взнос, должно быть экономическое обоснование его суммы. Всего этого мы в законе не видим», — поясняет Семен Гальперин.

Следует отметить, что в настоящее время единственной СРО в России является Союзконцерт, и членство в ней стоит 150 тыс. руб. в год. Эту сумму руководство компании, принимающее участие в разработке закона, обсуждает возможность сделать единой для всех промоутеров.

Однако организаторы концертных мероприятий и сами артисты сходятся во мнении, что для многих предпринимателей такая сумма может стать неподъемной.

«Законопроект совершенно не учитывает интересы тех, для кого организация зрелищного мероприятия является побочной деятельностью — тех, кто организует один-два концерта в год. Представьте себе небольшой город, где единственный зал — местный Дом Культуры. Билеты на концерт молодого исполнителя там стоят всего две-три сотни рублей», — поясняется в открытом письме ведущих российских артистов, опубликованном в Facebook поэтом и музыкантом Борисом Гребенщиковым.

Вопреки опасениям участников рынка, генеральный директор СРО «Союзконцерт» Андрей Матвеев полагает, что закон не навредит бизнесу, в том числе малому.

«Ничего плохого после принятия «закона о СРО» не случится. На малом бизнесе оно никак не отразится. Под действие закона подпадают площадки, зрительская зона в которых от 400 кв. м. — это уже большие клубы, минимум мест на 800-1000. Сейчас очень многие группы паникуют, что не «потянут» членство. Но, во-первых, финально не решено, будет ли членский взнос для всех 150 тыс. руб. или он будет дифференцируемый. Во-вторых, альтернативные СРО (помимо Союзконцерта), которые гипотетически могут возникнуть, могут установить другие правила членства и сумму взноса», — пояснил он журналистам.

Однако возможность и эффективность альтернативных СРО вызывает у экспертов сомнения. Они не исключают, что принятие закона приведет к монополизации рынка, сделав конкуренцию формальной.

«Разработчики закона, очевидно, лоббируют Союзконцерт, но оставляют возможность создания и других подобных организаций. Такие попытки будут иметь место, но есть опасения, что у новых СРО могут возникнуть проблемы с регистрацией. Уже сейчас некоторые крупные промоутеры, ранее заявлявшие о намерении создать свою СРО, поняли, что это будет достаточно сложно, и решили вступить в Союзконцерт», — пояснил Семен Гальперин.

Авторы опубликованного Борисом Гребенщиковым открытого письма полагают, что закон откроет руководству созданных СРО возможности для создания коррупционных схем и незаконного обогащения, а также давления на промоутеров и артистов. С ними согласны и другие участники рынка.

«Государство хочет контролировать денежный оборот, это понятно. Но возникает вопрос, какой статус будут иметь саморегулируемые организации — городской или всероссийский? Второе, конечно, предпочтительнее, но при условии непрозрачности финансов это больше похоже на чью-то «кормушку», — отмечает екатеринбургский композитор и музыкальный продюсер Евгений Борисенко.

И наибольшее недоумение у участников рынка вызывает путь, по которому пошел процесс создания регулирующего рынок механизма.

«Если закон «спускается сверху», очевидно, что у всех участников рынка будут вопросы и претензии. В существующем виде процесс выглядит крайне недемократическим, и профсообщество не исключает некий монопольный сговор, направленный на передел рынка», — поясняет Семен Гальперин.

Таким образом, по мнению представителей концертной индустрии, «Закон о СРО» в случае его принятия в существующей редакции может стать проблемой для всей отрасли. В конечном счете пострадать могут те, кого он призван защищать, поскольку бремя по уплате взносов для вступления в СРО ляжет на зрителей и на исполнителей: цены на билеты вырастут, а гонорары сократятся.

Артисты и промоутеры уверены, что нужно отложить принятие закона и отправить его на существенную доработку.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать