Дата: 24.09.2015

Екатеринбург: стратегия гостеприимства

Екатеринбург: стратегия гостеприимстваНесмотря на сложности в экономике, Екатеринбург продолжает активно развиваться как центр делового, событийного, военно-патриотического, познавательного, шопингового и даже гастрономического туризма. С каждым годом повышается уровень проводимых в столице Среднего Урала мероприятий, а также их посещаемость. Однако, по мнению участников прошедшего сегодня круглого стола «Екатеринбург — центр туризма», не все перспективные ресурсы города раскрыты сегодня в полной мере. Кроме того, из-за пассивной политики областных властей проблематичным остается участие Екатеринбурга в федеральных инвестпрограммах.

Уже более 10 лет Екатеринбург формируется как центр притяжения для туристов не только из Свердловской области, но из из других регионов и стран. По оценкам участников мероприятия, если в 2000 году наиболее крупные события собирали на своих площадках максимум 600-800 человек, то сегодня число гостей знаковых мероприятий измеряется тысячами. Примером тому может стать проходящий в настоящее время в городе форум высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia 2015, на который уже зарегистрировались более 3,5 тыс. участников.

«Сложности, наблюдающиеся сегодня в сфере зарубежного туризма, могут придать импульс развития туризму въездному. Это для нас вызов и дополнительная возможность привлечь гостей. Сегодня мы работаем в нескольких направлениях: это и проведение в городе крупных международных мероприятий, и развитие сети хостелов, которых к 2017 году будет уже более 100, и создание центров притяжения, в частности, Ельцинского центра, уникального как с точки зрения логики экспозиции и размещенных артефактов, так и в плане использованных современных технологий», — рассказал заместитель главы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин.

При этом, по мнению председателя комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга Максима Докучаева, сегодня экономическая и политическая ситуация ориентирует участников рынка на привлечение не столько иностранцев, сколько гостей из других регионов России.

«На сегодняшний день главное изменение в стратегии гостеприимства для нас — это «импортозамещение» в сфере туризма. Тот российский турист, который ехал раньше за рубеж, теперь может обратиться к нам. Но для этого мы должны предложить достойный, привлекательный турпродукт», — пояснил он.

«Нужно бороться за гостей из других регионов России. Сегодня средний чек москвича, приезжающего в Екатеринбург, зачастую выше, чем немца», — отметил президент Уральской ассоциации туризма Дмитрий Бугров.

По его словам, на сегодняшний день 70% объема екатеринбургского туррынка составляет деловой, в том числе конгрессно-выставочный туризм. Именно под него «заточена» городская инфраструктура, организованы средства размещения. Однако есть и другие направления, потенциал которых, возможно, недостаточно раскрыт сегодня.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев отметил, что основным драйвером роста внутреннего туррынка Екатеринбурга и Свердловской области в целом должен стать военно-патриотический и индустриальный туризм.

«Эту тему просто нелогично развивать в других городах. Здесь преимущество Екатеринбурга очевидно и должно быть реализовано», — отметил он.

«Необходимо упомянуть также шопинговый туризм: это ниша, которая в настоящее время активно реализуется. Также важен туризм познавательный, связанный с историей архитектуры и памятниками конструктивизма, и исторический — касающийся темы Романовых. Кроме того, нужно развивать наши центры притяжения — это и граница Европы и Азии, и зоопарк, который мы сейчас переносим и реконструируем», — добавил Сергей Тушин.

Между тем эксперты отмечают, что, несмотря на существенный потенциал, инфраструктура некоторых площадок, являющихся центрами притяжения туристов, требует срочной доработки.

«Это касается, например, границы Европы и Азии: потенциал площадки высок, и есть хорошие маршруты, проходящие через эту точку, но она рассчитана на «индивидуалов». Когда мы привозим туда группу из трехсот китайцев, им уже негде развернуться и сфотографироваться», — отметил директор «Екатеринбургского центра гидов» Константин Брыляков.

Также необходимо строительство средств размещения самого разного уровня, ориентированных на любой вкус и кошелек.

«Хостелы сегодня — настоящее спасение для индивидуальных туристов, в том числе зарубежных, привычных с такому формату. И очень хорошо, что власти Екатеринбурга активно способствуют развитию этой системы», — подчеркнул Константин Брыляков.

Однако все эти усовершенствования требуют существенных финансовых вложений. Несмотря на значительную работу, которую проделывают в данном направлении муниципальные власти, по мнению участников мероприятия, большим подспорьем здесь было бы вхождение Екатеринбурга в федеральные целевые программы.

«Такие заявки город не может подавать сам: это должно делаться субъектом Федерации», — пояснил Дмитрий Бугров.

Однако областные власти сегодня не могут справиться даже с одним проектом, вошедшим в целевую программу, но так и не получившим федерального финансирования. Речь идет о создании автокластера «Самоцветное Кольцо Урала».

«Даже по этому проекту есть проблемы, связанные с взаимодействием различных уровней власти, наблюдается определенное отставание от графика. В итоге федеральные инвестиции, запланированные на данный проект в объеме 1 млрд 280 млн руб., не получены и получены не будут. Возможные транши уйдут, скорее всего, на инфраструктуру Нижнего Тагила. Есть и другие проблемы», — рассказал Михаил Мальцев.

Впрочем, участники круглого стола сошлись во мнении, что Екатеринбург даже в непростое с экономической точки зрения время может реализовать свой потенциал центра туристического притяжения. Однако для этого требуется кропотливая слаженная работа всех уровней власти и турсообщества.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать