Дата: 25.06.2015

«Ботаника Молл» — синдром второго этажа

Ситуация в экономике страны на данный момент остается напряженной, что неизбежно сказывается на различных сферах бизнеса, в первую очередь на торговле.

УрБК продолжает исследовать «зоны риска» Екатеринбурга, куда уже не раз попадали крупные торговые центры города, которые теряют и покупателей, и арендаторов. Между тем в небольших районных ТЦ подобная ситуация ощущается еще острей. Одним из таких торговых центров стал «Ботаника Молл».

«Ботаника Молл» стал вторым крупным торговым центром микрорайона
«Ботаника Молл» стал вторым крупным торговым центром микрорайона

Небольшой двухэтажный ТЦ, расположенный на пересечении ул.8 Марта — ул. Шварца, был открыт в декабре 2012 года. С самого начала «Ботаника Молл» позиционировался как районный торговый центр, основной аудиторией которого должны были стать жители микрорайона Ботанический.

Стоит отметить, что при открытии практически все площади были заполнены. Якорными арендаторами стали сеть продовольственных магазинов «Мегамарт», магазин бытовой техники «Норд» и супермаркет детских товаров «Бубль Гум». Помимо этого, в центре разместилось по меньшей мере еще 50 магазинов одежды, обуви, товаров для животных и кафе.

В прошлом заполненный ТЦ начал терять арендаторов
В прошлом заполненный ТЦ начал терять арендаторов

На первый взгляд, можно сказать, что дела у торгового центра идут хорошо: парковка практически заполнена, а в магазине большое количество посетителей. Однако если подняться на второй этаж здания, становится понятно, что не все так безоблачно.

По прошествии некоторого времени после открытия ТЦ «Ботаника Молл» начал постепенно терять арендаторов. На сегодняшний день в ТЦ пустует не менее трети всех помещений, которые располагаются на верхнем этаже здания, а те магазины, которые еще работают, даже в пиковые часы простаивают без покупателей.

Сегодня в «Ботаника Молл» пустует не менее 16 торговых залов
Сегодня в «Ботаника Молл» пустует не менее 16 торговых залов

По мнению специалистов, «Ботаника Молл» до сих пор удерживает трафик посетителей на высоком уровне исключительно за счет продуктовой сети «Мегамарт», который является самым крупным продовольственным магазином в микрорайоне. Именно на него приходится большая часть покупателей.

«Для небольших районных торговых центров проблема заполняемости второго этажа здания довольно распространена. Основная проблема в том, что у собственника нет возможности разместить на верхнем этаже тех арендаторов, которые бы смогли привлечь большое число покупателей», — рассказал консультант по коммерческой недвижимости Сергей Николайченко.

Якорный ритейлер «Норд» не способен привлечь покупателей
Якорный ритейлер «Норд» не способен привлечь покупателей

Необходимо отметить, что у небольших торговых центров из-за ограниченности площадей нет возможности размещать на верхних этажах различные центры развлечений, такие как кинотеатры, парки аттракционы, фуд-корты и большие сетевые магазины. По его мнению, именно эти арендаторы провоцируют покупателя на то, чтобы подняться наверх.

Даже в «час пик» залы второго этажа остаются без покупателей
Даже в «час пик» залы второго этажа остаются без покупателей

«Те торговые центры, которые изначально не имеют в своей концепции крупной развлекательной и фуд-кортной части, всегда строятся в один этаж. Ярким примером является торговая сеть «Мега». Благодаря тому, что она расположена на окраине города, у застройщика была возможность разместить всех арендаторов только на одном этаже, что позволяет ему удерживать высокий трафик посещения во всех магазинах центра», — пояснил С. Николайченко.

Помимо этого, необходимо учитывать тот факт, что в непосредственной близости к ТЦ «Ботаника Молл» находится один из старейших ТЦ города — «Дирижабль», который ориентирован на туже аудиторию, а в силу ухудшения экономической ситуации в стране и снижения покупательской способности населения конкурировать с ним становится еще труднее.

В кризис борьба за покупателя в ТЦ усиливается
В кризис борьба за покупателя в ТЦ усиливается

На вернем этаже ТЦ «Ботаника Молл» располагаются преимущественно магазины одежды, обуви и аксессуаров, а, по мнению экспертов, это именно те товары, от которых в трудные времена население отказывается в первую очередь, чего не скажешь о продуктах питания. Именно поэтому все больше некрупных торговых центров, которые не могут предложить развлечения для своих покупателей, но имеют продуктового ритейлера, начинают испытывать так называемый «синдром второго этажа».

В результате две проблемы складываются в одну большую: отсутствие развлекательной и фуд-кортной зон и уменьшение интереса к приобретению товаров «второй необходимости» приводит к тому, что все этажи выше первого теряют большую часть покупателей, а из-за снижения рентабельности сам торговый центр начинает терять арендаторов.

Сегодня второй этаж ТЦ «Ботаника Молл» можно считать нерентабельным
Сегодня второй этаж ТЦ «Ботаника Молл» можно считать нерентабельным

Но несмотря на это, по мнению специалистов, выводы относительно будущего ТЦ «Ботаника Молл» делать еще рано.

«Свою работу торговый центр начал лишь два года назад, и «ставить на нем крест» еще рано. Все зависит от того, как будет складываться ситуация в экономике в ближайшие годы. В случае, если все нормализуется, у ТЦ есть шанс вновь заполнить свободные площади и вернуть покупателей в магазины второго этажа», — подытожил Сергей Николайченко.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать