Дата: 16.04.2015

Винная карта кризиса

Винная карта кризисаВина на сегодняшний день остаются единственным сегментом алкогольного рынка России, который сохраняет докризисные уровни продаж. Однако несмотря на рост цен на 30-40%, потребители по-прежнему предпочитают импортные марки. В то же время покупатели вынуждены отказаться от частого потребления премиальных марок и переходят на столовые вина. Найти продукт, сопоставимый по качеству с импортным, и выигрышный по цене, в настоящее время проблематично.

В целом по объему потребления вина за последние полгода участники рынка изменений не заметили. По словам депутата Законодательного собрания Свердловской области, вице-президента ЗАО «Супермаркет «Кировский», потребителем этого напитка стабильно остается средний класс.

«Уровень потребления вина остается на том же уровне. Люди начинают следить за своим здоровьем. В результате сокращается, например, пивной рынок. Вино на этом фоне выступает как компромисс, и покупает вино в основном средний класс, который не пьет каждый день», — пояснил УрБК Лев Ковпак.

Как отмечают специалисты, не изменились и предпочтения при выборе страны-производителя напитка. Екатеринбуржцы предпочитают любые вина, кроме отечественных.

«Конкурентоспособность отечественного продукта остается низкой. Если говорить о специализированной рознице в ресторанах и винотеках, там российское вино берут из интереса, а не желания сэкономить. Импортный продукт лучше по качеству, у них прозрачные цены», — сказал директор энотеки «Код де Вино» Роман Сергеев.

Владелец «Винотеки Соловьева» Семен Соловьев с ним не согласен и отмечает, что в России можно насчитать 5-10 хозяйств, которые занимаются производством вина, которое по качеству сопоставимо с европейским продуктом. Однако существенно на рынок эти предприятия повлиять не могут.

Вместе с тем из-за девальвации рубля подход потребителей к выбору вина, по словам Сергеева, стал более рациональным. За последние полгода импортные сортовые вина подорожали до 50%. Напитки, которые, как правило, покупатели берут для повседневного потребления, выросли в цене на 30-40%. В результате, как отмечают участники рынка, продажи брендовых напитков заметно упали.

«Люди стали осмотрительнее и взвешенно подходить к выбору вина. Раньше люди брали вино, не глядя на цену, более высокого статуса, по сравнению со столовым. Сейчас вина высокого класса стараются пить только по определенному поводу. Выбирая вино на каждый день, потребители стараются искать сочетание цены и качества», — сказал Роман Сергеев.

Как поясняет владелец «Винотеки Соловьева» Семен Соловьев, подорожание импортного вина не было пропорционально росту курса долл. США и евро, поскольку компании-импортеры опасаются потерять прежний объем продаж. В этом случае устанавливается, по словам Соловьева, «максимально приемлемая для потребителя цена».

Отечественный производитель, в свою очередь, вместо того, чтобы воспользоваться ситуацией и попытаться привлечь внимание потребителя ценой, решил следовать примеру зарубежных игроков. На днях глава управления по виноградарству и виноделию Краснодарского края Олег Толмачев заявил, что российские виноделы намерены поднять цены на 30-40% из-за подорожания импортных материалов и техники.

Да и само российское виноделие как самостоятельное производство, по оценке Семена Соловьева, существует относительно с недавнего времени.

«Если раньше российское вино хорошего качества, это абстрактное понятие, то сейчас это реальность. Российскому виноделию, если мы говорим о производстве своего вина, а не переработке, около 5 лет», — отметил Семен Соловьев.

К настоящему времени, чтобы увеличить объемы производства собственного вина до конкурентоспособного, российским виноделам требуется дополнительно не менее 200 тыс. га. Однако получить с них материал получится не раньше, чем через 5 лет. Впрочем, если российские виноделы в текущем году поднимут цены на свою продукцию, они могут потерять и так непрочные позиции на рынке.

«Если отечественные производители поднимут цены, я не знаю кому они будут продавать свое вино потому, что даже с существующими сейчас ценами можно найти импортные вина, которые будут интереснее российских», — отметил Роман Сергеев.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать