«Возьми кредит!»: банки продолжают атаковать граждан навязчивыми звонками


24.04.2014
Раздел:Статьи
«Возьми кредит!»: банки продолжают атаковать граждан навязчивыми звонками На фоне сокращения темпов розничного кредитования банки усилили свои меры по привлечению клиентов. В последнее время участились случаи, когда банки в поисках новых заемщиков оповещают посредством смс или личных звонков граждан, которые никогда не обращались в кредитное учреждение. Но еще больше не повезло тем, кто однажды взял POS-кредит, теперь им звонки поступают регулярно с предложением снова прийти в банк за займом. Аналитики отмечают, что, по сути, банки вынуждены так себя вести, чтобы оставаться на рынке.

Так, в редакцию ИАА «УралБизнесКонсалтинг» обратился читатель, которому поступают телефонные звонки от сотрудников банка «Траст» с предложением взять кредит в 300 тыс. руб. наличными. При этом этот человек никогда не являлся клиентом кредитного учреждения. Однако самым интересным оказалось то, что по просьбе пояснить как номер попал в базу банка, сотрудники колл-центра ответили: «Ваш телефон нам порекомендовали клиенты нашего банка. Открыть имена мы не можем, это конфиденциальная информация».

В самом кредитном учреждении оперативно предоставить комментарий не смогли.

Впрочем, по мнению аналитиков, банки ведут себя подобным образом не от лучшей жизни. В последнее время темпы розничного кредитования значительно сократились. Темпы роста кредитования населения в РФ в текущем году составят 23,9% против 28% в 2013, прогнозируют эксперты Института Гайдара. В 2015 году ожидается замедление темпов до 16,2%, в 2016 — до 14,4%.

«Сейчас многие банки специализируются на выдаче необеспеченных кредитов. Ставки по ним достаточно высокие, поэтому, с одной стороны, это выгодное занятие. Однако с другой стороны, ЦБ не приветствует то, что очень много банков слишком увлеклось такой деятельностью. Количество закредитованных граждан ежегодно увеличивается на 30-40%, вместе с этим растут и риски банков. Ведь беззалоговое кредитование — самая рискованная банковская услуга. Но для многих банков это единственная ниша, на которой они могут построить свой бизнес», — считает финансовый аналитик Константин Селянин.

Как отмечает заместитель генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрий Земеров, представители банков названивают всем, кто хоть раз где-нибудь оставлял свои персональные данные, включая номер телефона. Базы с этими данными легко приобрести в Интернете.

«Сейчас много способов передачи и сохранения информации. Если звонки банка кажутся вам очень навязчивыми, то можно обратиться в УФАС с заявлением о нарушении законодательства о конфиденциальных данных. Также, настаивая на том, что предоставляемая банком информация является не желательной для адресата, можно квалифицировать действия банка как вторжение в частную жизнь, что также запрещено законом», — пояснил Дмитрий Земеров.

По мнению Константина Селянина, агрессивная рекламная политика банков находится на грани закона.

«Никто не отменял закон о неприкосновенности личности и персональных данных. Если вам позвонили из банка, клиентом которого вы никогда не являлись, это повод, чтобы обратиться в прокуратуру или Центральный банк, чтобы провести расследование. Можно также обратиться в суд с требованием восстановить свои права. Если бы банку пришлось отвечать за свою рекламную политику, это было бы хорошим упреждающим прецедентом для других», — отмечает эксперт.

Директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев отмечает, что если специалисты банка предлагают свои услуги гражданам, не являющимся их клиентами, то они нарушают Конституцию РФ, а точнее неприкосновенность личной жизни. И в случае обращения в суд дело не может быть проигрышным.

«Хотя случается такое, что банки отдают работу по обзвону своих «клиентов» на откуп другим организациям, например, коллекторским агентствам. В таком случае возникают вопросы по законности их деятельности. Что касается коллекторов, то такого вида деятельности в законе РФ в принципе нет. Следовательно, непонятно как она может быть зарегистрирована, каким образом они платят налоги», — пояснил Андрей Артемьев.

Однако даже если и обратиться в соответствующие ведомства, проблема может не остаться решенной до конца. По мнению Дмитрия Земерова, текущий уровень загрузки компетентных государственных органов не позволяет им эффективно бороться с подобного рода нарушениями.

Впрочем, внимание банков еще более пристально к тем гражданам, кто хоть раз обращался к ним за кредитом. Такие звонки происходят на регулярной основе, в случае отказа от кредита банк каждый раз предлагает все более уникальные предложения.

Так, один из бывших клиентов ОТП-банк подвергается настойчивым звонкам из колл-центра кредитного учреждения. За день количество звонков могло доходить до шести. Бывший клиент неоднократно просил сотрудников банка ему больше не звонить. Однажды пришлось передать трубку родственникам, сказав, что этот номер ему больше не принадлежит. Однако сотрудница банка не растерялась и начала выяснять новые контактные данные своего бывшего клиента.

По мнению Андрея Артемьева, если гражданин являлся или когда-либо являлся клиентом банка, то это не дает право сотрудникам кредитного учреждения осуществлять назойливые звонки.

«Если сотрудники из банка звонят ему на личный номер, то они нарушают закон о защите прав потребителей. В законе четко сказано: «Оказание одной услуги не может быть основанием для оказания другой». В данном случае происходит навязывание услуг, что в России запрещено. Потребитель также может обратиться и в суд, и в правоохранительные органы», — заключил правозащитник.
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.