Дата: 31.03.2014

Несчастливое ОСАГО: Росгоcстрах уличили в навязывании допуслуг

В 2013 году стагнация на российском страховом рынке привела к тому, что компании начали добровольно отказываться от автострахования. По прогнозам ряда экспертов, сложная ситуация на рынке сохранится еще на какое-то время и разрешится не раньше 2015 года. Страховщики, в свою очередь, сетуют на убыточность этого вида страхования и лоббируют увеличение тарифов. Те, кто остался на рынке, пытаются сгладить убыточность этого вида деятельности за счет других продуктов, навязывая их своим клиентам.

Так, одна из крупнейших страховых компаний — Росгосстрах — поставила перед потребителями ультиматум: получить полис обязательного страхования ОСАГО можно только купив дополнительно страхование имущества или жизни.

За последнее время недовольных не совсем честным поведением страховой компании заметно увеличилось. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент УрБК вместе с автовладельцем отправился в один из офисов Росгосстраха, чтобы приобрести полис обязательного страхования.

Сотрудница страховой компании любезно согласилась оформить полис ОСАГО. Она приняла документы, рассчитала стоимость полиса, а потом внезапно заявила: «Но сейчас перейдем к плохому».

«Есть новые правила — нельзя застраховать ОСАГО без страхования имущества либо здоровья и жизни при ДТП», — заявила работник компании.

Попросив разъяснения, она сказала, что многие страховые компании закрываются прежде всего из-за убыточности ОСАГО.

«И мы во избежание потерь пытаемся привлечь еще какие-то средства, поэтому нам нужны дополнительные услуги,чтобы можно было оставаться на рынке. Проблем в компании нет, но скоро увеличат цены на выплаты по ОСАГО, а тарифы оставят прежними. То есть выплаты вырастут до 400 тыс., а полис будет также стоить, и скидки все останутся — а людям нужно будет чем-то платить», — пояснили в Росгосстрахе.

То, что так поступать не совсем честно по отношению к клиентам, сотрудница компании не отрицает, но продать полис без допуслуг она не может. По ее словам, такая система продажи полисов действует во всех филиалах страховой компании.

«Просто наша компания пытается отойти от этого вида страхования. ГУТА-страхование закрылось, Северная казна отказалась от автострахования. Компании не в состоянии потянуть все эти выплаты. Да и сейчас на рынке участились случаи мошенничества по ОСАГО. Очереди на выплаты сумасшедшие, мы только и успеваем выплачивать. В других компаниях клиентам отказывают в продаже полисов ОСАГО, объясняя это отсутствием бланков, мы же честно вам говорим», — пояснили сотрудница.

О том, что действия страховой компании незаконны, представитель компании не отрицает. По ее словам, на это поступает очень много жалоб от недовольных клиентов. Многие из них обращаются даже в суд. Сотрудники компании действуют согласно некому устному распоряжению руководства.

Директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев подчеркивает, что такое поведение страховой компании является прямым нарушением законодательства о нарушении прав потребителей, потому что в п. 2 ст. 16 закона говорится, что запрещается обуславливать оказание одних услуг оказанием других услуг.

«Убытки, причиненные подобного рода действиям, подлежат возмещению в полном объеме, поэтому если навязывают вторую услугу, то она в чистом виде является убытками. Клиент может заключить договор на эту дополнительную услугу, а потом может потребовать возмещения убытка в полном объеме, и суд будет на его стороне. Также можно потребовать возместить стоимость услуг юриста, привлеченного клиентом для обращения в суд», — пояснил Андрей Артемьев.

Также он добавил, что в Екатеринбургский центр защиты прав потребителей граждане обращаются с жалобами на страховые компании довольно часто.

«Мы им объясняем, что в соответствии со ст. 32 закона о защите потребительских прав, граждане имеют право в любое время расторгнуть договор. Поэтому они могут заключить два договора, приобретая и навязываемую услугу, и как только получили полис ОСАГО, тут же пишут заявление о расторжении второго договора», — отметил правозащитник.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что действия Росгосстраха не обоснованы. По всем признакам это нарушение пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции»: навязывание клиентам невыгодных условий договора и необоснованный отказ от заключения договора.

По его словам, подобные нарушения влекут за собой согласно ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн руб.

Юрист советует всем гражданам, столкнувшимся с подобными действиями в страховых компаниях, зафиксировать факт нарушения и обратиться в прокуратуру и УФАС.

Однако с такой проблемой в Росгосстрахе столкнулись не только жители Екатеринбурга, но и многих регионов России. Причем страховая компания навязывает свои услуги подобным образом уже около года. За это время много недовольных клиентов обращались с жалобами в ФАС, прокуратуру. Однако пресечь недобросовестное поведение страховщика не удалось. Во многих случаях оба ведомства лишь выносили предупреждения, а если и назначали штраф, то очень незначительный для такой большой компании.

«Надзорные ведомства занимаются данной проблемой, только, видимо, штрафные санкции недостаточно весомы, чтобы Росгосстрах отказался от навязывания дополнительных услуг», — подчеркивает Артем Денисов.

Однако Андрей Артемьев считает, что эти вопросы уже не в компетенции прокуратуры и антимонопольного органа.

«Раньше можно было обратиться в Роспотребнадзор, но так как все вопросы надзора за страховой деятельностью передали Центральному Банку, а он еще в полном объеме не освоил их. Пока он учится и разбирается в том, как регулировать эту деятельность — страховые компании будут этим пользоваться», — отметил правозащитник.

В Росгосстрахе политику навязывания дополнительных продуктов объясняют сложной ситуацией в отрасли. Действительно, согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА» и Всероссийского союза страховщиков, наиболее насущной проблемой страхового рынка в 2013 году стало падение рентабельности страховых компаний. Поэтому большую популярность получила стратегия сокращения доли убыточных видов страхования. Впервые за много лет лидеры рынка начали активно сворачивать свой бизнес по ОСАГО. Массовый характер эта тенденция приобрела в конце 2013 года.

В этом месяце ЦБ выступил с предложением повысить территориальные коэффициенты, применяемые для расчета стоимости полиса ОСАГО, в 31 регионе России. По мнению регулятора, такие меры необходимы, потому что в некоторых субъектах РФ сложилась кризисная ситуация. Однако Свердловская область в этот список не вошла.

Но, по мнению некоторых экспертов рынка, продажа полисов ОСАГО страховыми компаниями не так уж и убыточна. Ряд крупных компаний просто лоббирует свои интересы в надежде повысить тарифы для увеличения собственной прибыли.

По словам обратившихся граждан в УФАС с жалобой на недобросовестные действия компании «Росгосстрах», в ведомстве уже накопилось подробных обращений достаточно — около 30. Как скоро разрешится данная ситуация, во многом зависит от дальнейших действий регулятора и антимонопольного органа.

УрБК будет следить за развитием событий.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать