Дата: 14.03.2014

Елена Князева: Госдолг Свердловской области находится на приемлемом уровне

Елена Князева: Госдолг Свердловской области находится на приемлемом уровнеНа 1 января 2013 года объем госдолга Свердловской области превышал 20 млрд руб. Ровно через год этот показатель вырос до 33,9 млрд руб. Общественность высказала опасения по поводу резкого роста долга области. В интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» доктор экономических наук, заведующий кафедрой страхования УрФУ, профессор Елена Князева рассказала о том, как формируется государственный долг и как выглядит Свердловская область в сравнении с другими регионами России.

— Елена Геннадьевна, насколько критичен уровень госдолга в Свердловской области на данный момент?

— Бюджет Свердловской области как субъекта РФ формируется по двум основным критериям: доходная и расходная часть. Долг субъекта возникает тогда, когда оказывается недостаточно доходов. То есть не формируется достаточная доходная база, и субъект РФ берет на себя дополнительные обязательства, которые необходимо финансировать. Проще говоря, это разница между доходами и расходами. Так возникает субъектный долг.

По обычной математической формуле между доходами и расходами возникает дефицит, значит надо найти его источник покрытия. Один из его источников покрытия — госдолг. Его возникновение, динамика зависит от того, насколько полно сформирована доходная база и какие обязательства субъект берет на себя.

В настоящее время более чем в 60 регионах Россия существуют проблемы по формированию доходной базы. На это оказал прямое влияние спад экономической активности. Регионам трудно в полной мере собрать доходную базу, потому что недостаточно поступлений по налогу на прибыль, уменьшились поступления по доходу НДФЛ. То есть доходная база представляется в сжатом варианте. Что касается расходов, то регионы взяли на себя обязательства согласно майским указам президента, и они выполняют свои социальные задачи. Например, Свердловская область активно занимается строительством детских садов, решая социальные задачи. Правительство региона выполняет те функции, которые ему предписаны конституцией и законами Свердловской области.

Мы провели сравнительный анализ субъектов РФ, у которых примерно одинаковая численность населения: от 2 до 4 млн человек. По этому показателю наравне со Свердловской областью находятся Краснодарский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Самарская область. Второй параметр выборки — это примерно одинаковая доходная база. Прогноз по доходам в 2013 году в Краснодарском крае составил 131 млрд руб., Республике Татарстан — 130 млрд руб., Красноярском крае — 110 млрд руб., Самарской области — 103 млрд руб., Свердловской области — 134 млрд руб.

У Краснодарского края самый высокий уровень госдолга, он составляет 90% от доходов в бюджет. Но не стоит забывать, что в Сочи была проведена зимняя олимпиада, и на протяжении 6 лет регион готовил все необходимые инфраструктурные объекты.

Объем госдолга Республики Татарстан составляет 65% от доходов в бюджет, Красноярского края — 42,8%, Самарской области — 38%, и Свердловской области — 25%. Рассмотрев регионы, которые равнозначны по численности и примерно одинаковы по объему доходов, мы видим, что объем госдолга нашего региона не столь критичен. Поэтому излишнее беспокойство по поводу размера госдолга не совсем обоснованно.

— Как выглядит уровень госдолга Свердловской области наряду с субъектами РФ в УрФО?

— Мы провели сравнительный анализ по УрФО. Но субъекты в Уральском округе не сопоставимы по численности населения, экономическому потенциалу. Действительно, Свердловская область по объему госдолга имеет самые высокие показатели в округе — 33,9 млрд руб. У ЯНАО этот показатель равен 27,5 млрд руб., Челябинской области — 23,4 млрд руб., ХМАО — 12,6 млрд руб., Курганской области — 4,9 млрд руб., Тюменской области — 0,7 млрд руб. Если рассматривать размер госдолга на душу населения, то в Свердловской области он составляет 7,9 тыс. руб. Лишь в ХМАО этот показатель близок к нашей области и равен 8 тыс. руб. В ЯНАО он равен 50,8 тыс. руб., Челябинской области — 6,7, Курганской — 5,5 и Тюменской области — 0,5.

— Какие параметры заложены по государственному долгу на 2014 год?

— В ближайшие три года рост госдолга неизбежен у всех регионов РФ. Замедление роста экономики и спад деловой активности — все это негативно влияет на пополнение доходной част бюджета. По экспертному мнению, по всей Российской Федерации предусматривается примерно удвоение государственного долга субъектов за 2014 год. Но это не относится к Свердловской области, такие максимальные параметры регион на себя не возьмет.

— Не является ли опасным резкий рост госдолга Свердловской области: еще год назад этот показатель был на уровне 18 млрд руб., а теперь — 33,9 млрд руб.?

— Бюджет Свердловской области в первую очередь направлен на решение социальных задач. Больше 70% расходов имеет социальную направленность. Можно не увеличивать долг, но тогда регион не сможем выполнить свои социальные задачи.

С моей точки зрения, объемы государственного заимствования для Свердловской области не могут двигаться в сторону 100%, но в настоящее время госдолг в 33 млрд руб. не представляет собой критических обстоятельств.

Часть нашего госдолга это трансферы из федерального бюджета, часть — заимствования, бюджетные кредиты. Свердловская область этими источниками активно пользуется.

— Есть ли границы, устанавливающие максимальный размер долга региона?

— Да, они могут быть установлены законодательно на федеральном уровне, региональном, и есть границы экономической целесообразности. Есть примеры, когда города становятся банкротами. Наиболее яркий пример — американский город Детройт. В таких случаях происходит максимальное превышение долга, доходной базы нет, федеральное правительство помощи не оказывает. Но в РФ случаев банкротств среди субъектов не было, только на уровне муниципалитетов были такие примеры.

В настоящее время Министерство финансов вносит поправки в законодательство РФ, и границы допустимого уровня госдолга будут устанавливаться в пределах 10% от доходной базы. Соответственно, те регионы, у которых показатели выше, будут предпринимать усилия, чтобы уровни государственного долга были приведены в соответствие. Свердловский уровень госдолга составляет 25%, и правительство будет предпринимать меры, чтобы не превышать допустимый уровень.

— В каких документах оговорен размер госдолга региона?

— Законодательно бюджетный кодекс закрепляется региональным законом о бюджете. Министерство финансов и правительство субъекта представляют проект бюджета на рассмотрение депутатскому корпусу. В результате принимается решение о допустимом уровне долга. Если в процессе принятия бюджета депутаты говорят о необходимости понизить уровень долга, например, до 15%, то здесь же депутаты должны принять решение, какие расходы нужно убрать.

— Если у региона нет государственного долга, о чем это может говорить?

— Если доходы региона и расходы между собой равны, тогда это действительно благополучная ситуация. Или исполнительные и законодательные органы настолько жестки в своих решениях, что они принимают решение жить по средствам. В разные периоды истории Свердловской области приходилась поджимать пояса и жить по средствам.

Но делать такие заявления с точки зрения экономиста я бы не стала. Ведь сама формулировка «область живет не по средствам» не соответствует принятым законодательным позициям. Если правительство формирует бюджет, а депутаты его принимают — то есть закон, и он исполняется. Минфин регулярно отслеживает, хватает ли доходной базы, допустим, ежеквартально или ежемесячно предоставляет эту информацию исполнительному органу.

— В последнее время оппозиционные депутаты Свердловской области критикуют госдолг, и они выступили с рядом предложений. Например, разработать перечень мер по мобилизации доходов в бюджет, провести профессиональную независимую экспертизу обоснованности и эффективности расходов бюджета, инвентаризацию имеющихся расходных обязательств, оптимизацию системы и структуры органов исполнительной власти. Как вы оцениваете эти предложения?

— Не все субъекты РФ обладают таким активным профессиональным депутатским корпусом, как у нас. И они выполняют наказы своих избирателей. Если говорить о мобилизации доходов, то любое предложение, когда кошелек области увеличится — должно восприниматься позитивно. Это могут быть любые предложения пополнения регионального бюджета. Если принято решение об увеличении налоговых доходов, значит граждане должны будут поддержать область и платить повышенную ставку какого-то налога. Если не налоговых доходов, то это может быть введение платной парковки в центре города.

Для осуществления профессиональной независимой экспертизы должен быть прописан порядок действий, потому что законодательно такая процедура не предусматривается, и контроль за бюджетными расходами осуществляется Счетной палатой и Росфиннадзором. Нужно понять, что представляет из себя эта экспертиза.

Инвентаризация — это знакомая процедура, когда 31 декабря во всех бюджетных учреждениях проходит подсчет имущества. Для осуществления инвентаризации расходных обязательств нужно установить ее порядок и критерии оценки. В законе о бюджете Свердловской области прописаны расходные обязательства. Мы их берем и по порядку начинаем проводить инвентаризацию, то есть осуществлять проверку. Можно оценить, насколько рационально или нерационально были использованы бюджетные средства. Физически выявить нецелевое расходование средств будет невозможно, так как казначейство просто счет не пропустит. Если была повышена заработная плата сотрудникам, то можно оценить иррациональность этого решения, выросла ли производительность труда, например.

Могу сказать, что правительство Свердловской области очень открыто в обсуждении этого вопроса, граждане, как и депутатский корпус, проявляют высокую активность. Есть регионы, где население этим не интересуются, и специалисты не особо предоставляют информацию о бюджете региона.

— Есть мнение, что области удобно иметь дефицитный бюджет, ведь она все равно будет получать трансферы.

— Смотрите, какой у нас сложился экономический парадокс. В Свердловской области произошел экономический спад, сократился доход налоговой базы, а расходы на здравоохранение, образование выросли. И этот дефицит необходимо покрывать. Но выделение федеральных трансферов — процесс не бесконечный. Если мы не формируем доходную базу, то это приведет к сокращению социальных проектов. Не надо думать, что федерация будет долго финансировать нерациональные проекты.

— Какой источник рациональнее использовать для покрытия госдолга?

— С экономической точки зрения более целесообразно пользоваться трансферами с федерального уровня, он более дешевый. Вторым источником по значимости становится рыночное заимствование. Тогда на бюджет ложатся еще дополнительные обязательства по обслуживанию долга.

Покрытие госдолга будет осуществляться за счет двух источников: собственные доходы и федеральные трансферы. Региону не целесообразно эти денежные средства занимать на текущие расходы. Например, на выплату заработной платы, содержание детских садов, потому что это фактическое проедание бюджета. Целесообразно использовать эти средства на решение инфраструктурных проектов, строительство детских садов и прочее. На решение тех задач, которые потом увеличат обеспечение доходной базы или помогут решить социальные вопросы, которые регион взял на себя.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать