Дата: 03.09.2013

Константин Селянин о трудностях в мировой экономике и необходимости реформы в России

Финансовый аналитик Константин СелянинСейчас в мировой экономике есть несколько тревожных поводов. Первый из них — ситуация в США, где вполне приличные результаты экономического роста. Можно говорить, что ситуация выглядит неплохо, но с этим и связана тревога: все понимают, что эти достижения связаны с политикой количественных отчислений, которую США проводили с 2008 года. Было понятно, что политику «дешевых денег» рано или поздно придется свернуть. Федеральная резервная система заявила, что начнет сворачивать программу, и вопрос только в том, какими темпами. Это должно привести к оттоку капитала с развивающихся рынков, и есть перспективы, что деньги будут возвращаться в самые консервативные активы, в том числе в американские облигации.

Второй момент — события в Европе: пока никакие меры не помогают отдельным странам выйти из рецессии. Греция потеряла около четверти своей экономики с 2008 года — это очень и очень много. Разговоры о новом витке ее спасения неизбежно должны начаться, но, наверно, в этот раз выделять гигантские объемы помощи уже не захотят.

Третий глобальный фокус внимания — это Китай, где рост замедляется. В этом году рост составит, скорее всего, 7-7,5%. Для любой другой страны это был бы отличный результат, но не для Китая, который уверенно рос более чем на 10% последние 15, а то и 20 лет. Замедление роста в Китае скажется и на экономике других стран.

Что касается финансовых рынков, то здесь большую сумятицу вносит политическая ситуация. Феноменальный скачок цен на нефть был на прошлой неделе. Определенная сумятица на рынках есть, и можно констатировать, что осень у нас будет «жаркая». Проблемы были отложены, поэтому без определенных потрясений не обойтись.

В России экономические проблемы накопились в таком количестве, что придется выбирать между повышением налогов либо решиться на очень серьезную экономическую реформу, которая, на мой взгляд, не может не затронуть социальную и политическую сферы. Если говорить о главной проблеме, то мы видим крайне низкие стимулы для развития предпринимательства: отсутствие веры в справедливость и защиту прав собственности. Все, что произошло за последние год-полтора в малом и среднем бизнесе — это, конечно, трагедия. Причиной этого стала неразумная налоговая политика, и верить сейчас, что экономику вытащат только компании-«гиганты» — крайне опасное заблуждение.

Поэтому теперь есть выбор: решиться на болезненную экономическую реформу (придется наступить на горло крупнейшим компаниям) либо поддерживать существующую систему, хотя понятно, что ресурсов для этого может не хватить.

Почему сейчас речь идет о сокращении расходов? В 2007 году порядка 55% доходов бюджета зависело от цен на сырье на мировых рынках, сейчас речь идет уже о 75%. Это означает нашу тотальную зависимость от цен на мировых рынках, а они спекулятивны и подвержены, в частности, падениям. Если рынок нефти держится и даже растет, то на рынке черных металлов ситуация очень плохая. Вторая проблема: в том же 2007 году бюджет был сбалансирован на уровне 60 долл. США за баррель, сейчас — на уровне 115 долл. США, и все равно не хватает, какие-то расходы придется сокращать. Это показывает, что экономический дисбаланс, в том числе за счет не всегда правильных разовых социальных обещаний, тотальных воровства и коррупции, делает эту модель практически нежизнеспособной. Поэтому, надеюсь, что до властей дойдет необходимость радикальной экономической реформы.

В России, как я понимаю, экономические решения принимаются исходя из политических соображений. Так происходит не только у нас, но это плохо само по себе. К примеру, до окончания Олимпиады в Сочи надо как-то «держать» экономическую ситуацию и не допустить обесценивания рубля. Но, на мой взгляд, привязывать реформы к датам и событиям скорее вредно, чем полезно, их надо проводить тогда, когда они назрели. Полагаю, что это уже случилось.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать