Дата: 31.07.2013

Патент по-русски

В стремительно развивающемся мире в свете поддержки правительствами всех уровней инновационных решений в России сложилась парадоксальная ситуация: изобретатели боятся патентовать, то есть защищать и легализовывать свои идеи. Пока для уральских предпринимателей, способных творчески мыслить и внедрять в свой бизнес новые технологии, система патентования в России остается чем-то сложным, крайне коррумпированным и бюрократичным.

По данным Российской службы по защите интеллектуальной собственности (Роспатент), в первом полугодии 2013 года за патентом обратился всего 731 человек, из которых только 2% — представители УрФО. В то время как 54% приходится на Центральную Россию, 13% — на южные регионы, 12% составляет Приволжский округ, 8% — северо-западная часть России, 4% — Дальний Восток.

Возникает закономерный вопрос: почему так мало человек обращается за патентом? Чтобы ответить на него, мы обратились к людям, работающим с инновационными технологиями, а также к тем, кто задействован в системе патентования.

«Наверное, к счастью, мы пока не доходили до патентных бюро. Отталкиваясь от общего мнения, я думаю, что эта система насквозь бюрократизирована, и лучше с ней не связываться. Может быть, не всегда это защищает авторские права. Все вокруг говорят, что с патентами больше проблем, чем пользы», — так рассуждает руководитель компании «Е-транспорт» Михаил Авдеев, участник программы поддержки молодых предпринимателей.

Директор ООО «АтриА» Юлия Климова также пользуется поддержкой этой программы. Но она, как и ее коллега, не обращалась в центры патентных услуг.

«Я узнавала, что мне надо сделать для того, чтобы защитить свою идею. Я обращалась в инновационный центр поддержки малого и среднего предпринимательства, где мне все подробно рассказали. Но я решила, что это пока не для меня», — рассказала Юлия Климова.

Директор центра патентных услуг Екатеринбурга Татьяна Прянчикова пояснила, что защитить свою идею — услуга не из дешевых, возможно, не всем молодым изобретателям или инноваторам это по карману.

«Для молодых предпринимателей стоимость услуг по приобретению патента стоит, к сожалению, как для всех. Изобретение — от 40 до 50 тыс., товарный знак — 20 тыс., промышленное изделие — 35 тыс.», — рассказала Татьяна Прянчикова.

Однако она заверила, что бюрократических препятствий в этой системе нет. По ее словам, проблемы, к которым должны быть готовы предприниматели, кроются в другом — их изобретение может не пройти проверку на уникальность.

Татьяна Прянчикова заявила, что не уверена в том, что молодые компании работают честно. По ее мнению, на рынке патентных услуг, как и везде, встречается недобросовестное поведение.

«Я знаю случаи мошенничества, которыми занимаются некоторые юридические фирмы. Например, они берут наиболее распространенный сорт мороженого и проверяют, защищена ли этикетка на промобразец. Если нет, то они через молочный комбинат какого-нибудь другого города защищают эту этикетку на свое лицо и заставляют производителя уже раскрученной марки снова покупать лицензию на свою же разработку промышленного образца», — рассказала она.

Как гласит народная мудрость: волков бояться — в лес не ходить. Можно хранить продукт своих творческих мучений втайне от всего мира, а можно все-таки попытаться заявить о себе и своих способностях. Директор научно-промышленного предприятия «Кибергруппа» Михаил Кадочников (также участник программы поддержки молодых предпринимателей) сталкивался с системой патентования в России не понаслышке.

«Я имею опыт работы с патентными организациями, так как уже регистрировал торговое наименование. Эта процедура проходит очень сложно и главное — долго. Только на то, чтобы выяснить, существуют ли аналоги твоей задумки, тратится целый год. К тому же все это происходит не за бесплатно. За каждый запрос нужно платить деньги. Госпошлина составляет примерно 15 тыс. руб.», — рассказал Михаил Кадочников.

Он также пояснил, что сложность данного процесса для простых начинающих изобретателей состоит в том, что для патентования приходится обращаться в коммерческие организации. К тому же, по его словам, истории о том, как предприниматели и ученые воруют друг у друга патенты, заставляют задуматься — стоит ли ходить со своим изобретением в сторонние компании.

«Самая скандальная история про воровство интеллектуальной собственности связана с Альбертом Эйнштейном (этот ученый якобы когда-то работал в патентном бюро и украл идеи двух ученых — Ж. А. Пуанкаре и Г. А. Лоренса — прим. авт.). Молодые предприниматели всегда боятся всех и всего, прячут свои достижения и не развиваются. Но идея без воплощения ничего не стоит. Я считаю, что надо не стоять на месте, а двигаться вперед, а для этого нужно придумывать что-то новое. К тому же любой патент не защитит больше, чем на три года. А в международное патентное право я вообще не верю», — заявил Михаил Кадочников.

Не все предприниматели готовы рискнуть своим детищем ради его легализации. По крайней мере, эксперты утверждают, что количество выданных в Свердловской области патентов гораздо ниже ее интеллектуального потенциала. Но причины этого кроются не на региональном, а на федеральном уровне.

«Работа с патентами в западных странах имеет более отлаженный механизм. На Западе, если ты имеешь патент, то тебе за него платят. В России этого нет, а если где-то и есть, то работает через пень-колоду. Здесь патент защищает своего правообладателя только от того, что никто не будет использовать в коммерческих целях аналогичный продукт. Но это отнюдь не значит, что данный проект может быть не лицензирован», — заявил заместитель директора фонда «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» по маркетингу и связям с общественностью Денис Снетков.

Он рассказал также, что зачастую в России патентуют продукты, которые на рынке не востребованы, на Западе же, наоборот, продукт получает признание только после того, как выяснится, что он будет востребован. Эксперт считает, что это — основная причина того, что в России патентов очень мало, а если они и есть, то остаются невостребованными.

Он заявил, что если изобретение будет пользоваться спросом на рынке, венчурные фонды и инвесторы в России будут готовы вложить в него миллиарды долларов, поэтому талантливым изобретателям не обязательно «сбегать» за границу, чтобы получить финансирование. Однако, по его словам, проектов, достойных коммерциализации, единицы.

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства — единственная государственная организация в регионе, которая выделяет деньги в поддержку инновационных патентных проектов, в 2012 году оказала финансовую помощь всего 15 патентообладателям. Как пояснили в пресс-службе ведомства, инновации, достойные государственных вливаний — проект штучный.

Кроме того существуют и другие фонды поддержки предпринимательства, которые занимаются не прямой выдачей государственных денег, а коммерциализацией проектов путем привлечения инвестиций из различных источников. Например, таковым является «Екатеринбургский центр развития предпринимательства».

Необходимо отметить, что Татьяна Прияничкова утверждает, что в Центр патентных услуг Екатеринбурга ежегодно обращаются тысячи предпринимателей. Еще больше человек, по словам экспертов, не заявляют о своих открытиях, боясь воровства и коррупции. В результате только единицы из них получают возможность воплотить свою идею в жизнь.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать