Благими намерениями: стоимость КАСКО может вырасти в 1,5 раза


13.02.2013
Раздел:Статьи
Благими намерениями: стоимость КАСКО может вырасти в 1,5 разаЭксперты рынка страхования прогнозируют резкое — на 40-50% — повышение стоимости полисов КАСКО. Дело в том, что Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ не так давно завершили обзор практики автострахования, в результате чего участникам рынка были представлены разъяснения о порядке выплат. Помимо значительного роста цен, считают уральские эксперты, рекомендации высших судебных инстанций лишают автовладельцев выбора и нарушают международные правила страхования. Защитники прав автовладельцев, наоборот, инициативу поддерживают, поскольку новые правила выплат обеспечат защиту интересов водителей в случае, если страховая отказывается платить.

Так, согласно рекомендациям суда, страховщики должны выплачивать возмещение без учета амортизации автомобиля, при допущении клиентом грубой неосторожности, повлекшей угон автомобиля, а также независимо от того, сколько водителей вписано в полис КАСКО.

В настоящее время средний страховой тариф по России составляет 6,8% от стоимости автомобиля. Новые нормы, по оценке экспертов, приведут к тому, что данный показатель может превысить 10%.

Начальник юридического отдела ООО «УГМК-Страхование» Иван Поляков, прогнозирует повышение стоимости полисов уже с 1 марта этого года. Эксперт добавляет, что в настоящее время окончательные расчеты конечной цены полиса еще не проведены. Ясно одно: рост цен будет значительный.

«Людей лишают выбора, автовладельцам отныне придется страховаться по самому дорогому варианту. Стоимость полисов автокаско в результате рекомендаций возрастет на 40—50%. Таким обзором Верховный суд, по большому счету, лишает возможности добросовестным страхователям получать какие-либо скидки и уравнивает всех автовладельцев», — считает эксперт.

В результате нововведений рынок автострахования перестанет быть дифференцированным, исчезнут различные программы, которые были выгодны автовладельцам.

«В настоящее время страхователи могут заплатить 20—30% от стоимости полиса, при этом подобрав себе необходимые условия. Отныне придется оплачивать полную стоимость страховки, даже если человек сам в состоянии починить автомобиль и ему требуется компенсировать лишь стоимость запчастей. Раньше он мог получить существенную скидку — до 50%», — добавляет Иван Поляков.

Каждая компания, работающая на рынке страхования, разрабатывает порядка 10 программ, ориентированных на определенный сегмент, в зависимости от потребностей и возможностей клиента. Рекомендации высших судебных инстанций, по оценке участников рынка, потребуют серьезного пересмотра клиентских программ и лишат возможности сэкономить.

Директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков считает, что новые правила и цены отпугнут многих владельцев автомобилей, и намерение судей защитить права граждан будет иметь обратный эффект.

«Автовладельцы сегодня стремятся купить полис автокаско как можно дешевле, включая в него только самое необходимое. Верховный суд изменил порядок заключения договора, добавив туда выплаты, которые раньше люди сознательно исключали. Для многих граждан нашей страны стоимость страховки может оказаться неподъемной и они просто-напросто не будут страховать свой автомобиль, и им придется компенсировать весь ремонт за свой счет», — комментирует ситуацию Александр Меренков.

Эксперты напоминают, что есть устоявшиеся во всем мире правила работы страховых компаний, применяемые и в России: человек сам решает, сколько он готов заплатить и какую компенсацию за это получить. Своим вмешательством Верховный суд фактически внес изменения в данные нормы.

Защитники прав автовладельцев, в свою очередь, поддерживают инициативу высших судебных инстанций. По словам директора Ассоциации защиты прав водителей Николая Бескорского, данная мера вынуждена, поскольку в настоящее время в суды поступает огромное количество дел, в основе которых — отказ страховых компаний выполнять свои обязательства.

«В суды и в Ассоциацию защиты прав водителей поступает очень много жалоб. Страховые компании практически всегда занижают выплаты по страховке или всеми силами стараются не платить компенсации. Суды завалены гражданскими исками по спорам со страховыми компаниями», — считает Николай Бескорский.

По словам правозащитника, рекомендации Верховного суда РФ решают многие спорные вопросы.

«Суд постановил, что страховые компании должны производить выплаты без учета износа ТС. Например, у автомобиля было целое крыло и не важно сколько ему при этом лет. Но при этом, если машине десять лет, то износа составляет порядка 70%. В таком случае, если целое крыло стоит 1 000 руб, то за него выплачивали только 300 руб. Приходилось производить ремонт за счет своих средств», — приводит пример Николай Бескорский.

Таким образом, существенный рост стоимости КАСКО, с одной стороны, обеспечит защиту прав автомобилистов при возникновении страхового случая, с другой — поставит перед многими владельцами автомобилей вопрос о целесообразности платить за страховой полис столь большие деньги. В результате количество застрахованных может сократиться, и участникам рынка не удастся получить прибыль, ради сохранения которой они и готовы увеличить стоимость полиса КАСКО.

Ольга Кондрашова
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.