Дата: 26.10.2012

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Голова своя, деньги папины

Каждый десятый студент Екатеринбурга успевает открыть свое дело еще во время учебы в вузе. При этом 90% из них делают бизнес на деньги родителей. Но 10% все же умудряются пробивать свои идеи без «инвестиций папы».

Эти данные озвучили эксперты во время работы круглого стола, на котором обсуждались проблемы предпринимательства в среде студентов. Собравшиеся бурно спорили о том, можно ли молодых научить бизнесу, надо ли помогать и в каком возрасте лучше всего открывать свое дело.

— Лично мне не нужна помощь, — прямо признался Максим Кокшаров, студент УрГЭУ, — хороший ноутбук и свежая голова — вот все, что необходимо, чтобы родилась новая бизнес-идея в сфере IT-технологий.

По словам Максима Кокшарова, большинство студентов, которые организуют свой бизнес самостоятельно, без сторонних инвестиций, делают его именно в сфере информационных технологий. «Входной билет» здесь не так высок — для воплощения идеи можно обойтись и 20 тыс. рублей в кармане, все остальное — в голове создателя.

— Родительский гараж, столик в фаст-фуде, бизнес-план на салфетке — вот места, где зарождаются самые лучшие идеи, — поддержал Максима Кокшарова управляющий партнер Фонда «RBC» Евгений Шароварин. — Конечно, здорово, когда есть стартовый капитал, но можно найти и такие идеи, которые действительно не требует большого первоначального вложения средств.

Интересно, что большинство из ребят, открывающих свое дело на деньги родителей, как правило, развивают уже имеющийся семейный бизнес. Но самые «безумные», креативные, проекты часто рождаются у тех, кому родители дают денег разве что на обед. Такие ребята нередко начинают свое дело в складчину: берут кредит «на троих» и потом выплачивают его, когда дело пойдет.

— Не надо создавать для предпринимателя какие-то тепличные условия, это противоречит самой его природе. Предприниматель — это, простите, такой «чувак», которого выставляют в дверь, а он пролезает в окно. Студент должен «зажигать» и сам продвигать свои идеи, — твердо заключил Евгений Шароварин.

При этом, по мнению многих экспертов, научить предпринимательству невозможно в принципе. Это качество либо в человеке есть, либо — нет. Разве можно научить генерировать идеи? По данным психологов, всего 4—6% людей по своему природному складу способны стать бизнесменами, часть из них — довольно успешными. Остальные становятся наемными работниками.

— Научить можно основам ведения бизнеса, тому, как грамотно управлять персоналом, как применять существующие и современные технологии, оптимально вести финансовую политику предприятия и т. д., — иными словами, обучить наукам, имеющим прикладное значение, — отметил Вадим Фролов, специалист областного Фонда поддержки малого предпринимательства.— Страстное же желание организовать свое дело, предпринимательство — это сфера, скорее, творческого, эмоционального, если человек не наделен этим генетически — ничего не поделаешь, он отправляется искать применение своим способностям в других сферах. Это как музыкальный слух, который от природы дан не каждому.

— Зато мы можем этот «слух» развивать, иначе может случиться так, что человек о своих природных бизнес-талантах никогда и не узнает, — парировал Виталий Копнов, директор Департамента инноваций и предпринимательства УрФУ, — а такое качество, как креативность, можно и нужно развивать, для чего во всем мире существуют специальные методики. Необходимо поддерживать в студентах предпринимательскую активность, обучать основам организации своего дела, — подчеркнул Виталий Копнов.

При этом в подтверждение своих слов эксперт привел данные о том, что на первом курсе о стремлении организовать свое дело заявляет 80% студентов, к пятому — остается 15—20% тех, у кого это желание сохраняется. И лишь половина из них доводит идеи до реализации. «Так что если мы не будем гробить желание ребят, а станем его всячески развивать и культивировать, предпринимателей со студенческой скамьи будет выходить куда больше», — заключил эксперт.

К слову, статистика США доказывает, что самые успешные предприниматели находятся в возрасте 27—35 лет. Но при этом многие из них сожалеют о том, что не начали бизнес еще во время учебы.

Неплохо было бы создавать своего рода экосреду вокруг вузов, где бы действующие успешные бизнесмены могли помочь практической помощью, ценными советами молодым ребятам, стремящимся открыть свое дело. Это особенно важно в нашей стране, где опыт предпринимательства, в принципе, не так велик, подчеркнули собравшиеся. При этом, как было метко подмечено, с 1990-х годов произошла эволюция среднестатистического бизнесмена в нашей стране: первая стадия — барыга, затем — добрый мошенник, наконец, современный предприниматель.

Интересно, что успешные бизнесмены часто добровольно, причем совершенно безвозмездно, вызываются помогать молодым ребятам, организующим свое дело. Не инвестициями, а прежде всего советами, как не наделать ошибок на начальном этапе и в последующем. Ведь у них за плечами бесценный опыт ведения бизнеса, причем зачастую в экстремальных условиях. Такое агентство взаимопомощи существует, к примеру, при УрГЭУ. В течение двух лет бизнесмен-наставник наблюдает, курирует деятельность начинающего предпринимателя, на третий год осуществляет уже только общий контроль. И как показывает опыт, 10—15% молодых инноваторов из всех обратившихся к наставникам добиваются в итоге очень хороших результатов в собственном бизнесе.

Конечно, для студентов-предпринимателей очень часто встает вопрос выбора между занятиями и делами собственного бизнеса.

— Я очень много пар пропускаю, — прямо признается студентка УрГЭУ Екатерина, которая за три года учебы сумела организовать уже два собственных дела. — Приходится убеждать, уговаривать преподавателей. Я их понимаю, учебную программу тоже нужно выполнять. Но и собственный бизнес для меня важен, к тому же профиль учебного заведения — экономический. И, как мне кажется, собственный практический опыт идет в конечном итоге только на благо учебе.

Интересно, что при обсуждении за круглым столом прозвучал и такой, специфический для нашей страны аспект проблемы, как некоторые сложности ведения своего бизнеса без поддержки властей. Глава молодежного правительства области Кристина Субботина отметила, что есть специальные программы государства, направленные как раз на поддержку молодежного предпринимательства. Но далеко не все из студентов об этом знают, многие даже не надеются, что можно стать их участниками. Между тем, как показывают опыт, вполне можно пройти конкурсный отбор и выиграть «счастливый билет» на организацию своего бизнеса. Как рассказала Кристина Субботина, недавно в области получил поддержку интересный проект по созданию спортивных площадок шаговой доступности. Иными словами, можно не опасаться, вполне есть возможность заставить государство работать на себя.

Вообще, как подчеркнул Евгений Шароварин, в 20 лет не нужно бояться ничего. Нужно пробовать. Не сделав первый шаг, ничему и не научишься. Голова в этом возрасте работает лучше всего — не надо упускать свой шанс. К тому же в случае рисков, на самый худой конец, ну не бросят же банкрота-студента родители.

Прочитать материал полностью: http://www.uralsky-rabochi.ru/society/5803/
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать