Дата: 26.07.2012

Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов

Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил основатель агентства Pavleye Art and Culture (www.pavleyeartandculture.com) Йозеф Павлейе (www.pavleye.com).

— Насколько широко распространен в Чешской Республике институт представителей фотографов?

— Пятнадцать лет назад, когда мы только начинали заниматься фотографией, профессиональных фотографов в Чехии было около пятнадцати. В основном они снимали для рекламы и моды. Теперь их уже около сотни — а для Праги это много, потому что это все же маленький город.

Сейчас в Праге всего около трех-четырех агентов, которые представляют фотографов. Так сложилось, потому что это не приносит особого дохода, и поэтому работать агентом фотографов в Праге — это плохой бизнес.

— Можно ли оценить, какие фотографы наиболее часто сотрудничают с агентствами?

— Самое популярное направление — fashion-фотография и рекламная фотография, конечно, то, что приносит наибольший доход.

— Какие основные функции берет на себя ваше агентство при работе с фотографами?

— Наше агентство делает абсолютно все: мы находим фотографам работу, заказы, занимаемся их продвижением, предоставляем финансовый сервис, делаем рекламную продукцию.

Я представляю таких фотографов, как Anna Mrazek Kovacic, Miro Minarovych, Susanne Spiel, Filip Slapal, Prasad Naik. Так же я являюсь агентом европейского фотографа Курта Сталлерта (Kurt Stallaert), который работает для американского рынка. Он занимает пятую строчку рейтинга.

— Как агентство ищет фотографов для сотрудничества? Существует ли какая-то система поиска талантов и новых лиц? Можно ли оценить количество отсеянных фотографов?

— Я всегда почувствую новый талант, если увижу его. Это мой вкус, мое понимание.

Обычно из 30 фотографов выбираю только одного. Есть агентства, которые работают со множеством фотографов. У нас мало фотографов, но все они очень талантливые и настоящие профессионалы. Я отбираю талантливых фотографов не только чувством, мне также важно, чтобы фотограф каким-то образом смог наполнять тот стиль, в котором он работает, показать свое портфолио и некий концепт.

— Специалисты вашего агентства оказывают влияние на творческий процесс фотографа?

— Что касается творческого процесса фотографов, то в каждом случае мы с ними этот вопрос очень подробно обсуждаем. Мы разговариваем о том, что сейчас в тренде, что именно их интересует.

Когда фотографы хотят привнести в свое творчество что-то новое, то мы обязательно об этом разговариваем, и в итоге нам удается договориться. Это совместная работа агента и фотографа.

— Бывают ли ситуации, когда видение фотографа не совпадает с видением заказчика, и как агентство выходит из подобных ситуаций?

— Такое случается очень редко. Ведь фотографа выбирают по его портфолио, и заказчик сразу ориентируется на тот стиль, в котором работает фотограф. И если видение фотографа и заказчика не совпадает, то эта работа будет просто переделана. В каждом случае заказчик будет всегда прав. А если будет уж очень вредный заказчик, то работа с ним просто прекратится.

Заказчик выбирает из трех-четырех фотографов.

— Заказчик всегда прав?

— Не всегда. Если заказчик слишком вредный и придирчивый, работа с ним будет закончена.

— Бывают ли конфликты с фотографами, основа которых — творческие разногласия?

— Иногда могут возникнуть конфликты, если речь идет о каком-то креативном процессе. Я не тот человек, который будет говорить о креативности с фотографом, потому что мой взгляд — это мой взгляд, моя мысль — это моя мысль. Всегда важно поддерживать стопроцентно фотографа в его творчестве и не указывать, что ему делать.

— Чешская фотография является очень самобытной в творческом плане. Учитывается ли история и стилистика при работе над международными проектами?

— О коммерческой фотографии нельзя так сказать, в ней история идет на втором плане. А вот просто в творческих фотографиях вы, конечно, можете увидеть эту чешскую самобытность.

Коммерческая фотография никакого чешского фундамента не имеет, ведь она появилась лишь в 1989 году, после падения коммунизма, когда возникла коммерческая фотография как таковая. Думаю, в Советском Союзе было то же самое.

— Известные российские фотографы говорят, что если они снимают на европейский манер, то их не нанимают, потому что проще нанять европейского фотографа. Издатели ищут уникальный взгляд, им нужен именно русский взгляд.

— Да, это правда. Но все зависит от того, в каком стиле сделана фотография. Может быть, это актуально для арт-фотографии, для концептуальной или документальной фотографии.

Например, для fashion-фотографии уже не важно, из какой страны фотограф.

Конечно, по фотографии можно определить, европейский это фотограф или нет. По стилю фотографии сразу видно, что фотография, например, из журнала ELLE и сделана в европейском стиле. А человек, не посвященный в это, никогда не определит, что фотография была сделана индийским фотографом. Но тот, кто разбирается в фотографии, сразу же вам укажет на различия: у этой модели абсолютно иной мейк-ап — у нее макияж другой и стиль абсолютно иной.

Тут важнее для издателя, что за аудитория будет у фотографии, в каком регионе она будет опубликована.

— В условиях конкуренции насколько услуги агента облегчают работу фотографа? Выгоднее получать заказы через агентство или самому искать их?

— Во-первых, работать с хорошим агентством, с хорошим агентом — это вопрос престижа.

Во-вторых, фотографу совсем невозможно одновременно сосредоточиться на каком-то творческом процессе и в то же время искать себе заказы. А когда агент занимается поиском заказов и выстраивает отношения с заказчиками, тогда фотограф может полностью сфокусироваться на своей работе.

— Бывают случаи, когда одно агентство «перекупает» фотографа у другого? Или переход от одного агентства в другое — это дело фотографа?

— Такое возможно. Бывает, что перекупают или переманивают фотографов из одного агентства в другое.

Но я не верю в просто подписанные договоры между фотографом и агентом. Главное — это обоюдное желание работать вместе. И договор работает лишь в том случае, когда есть устные договоренности и желание работать вместе. Вот в это я верю.

— Есть ли перспективы дальнейшего развития профессиональной фотографии как бизнеса в мире?

— Наверное, будущего у такой профессии, как профессиональный фотограф, все-таки нет, потому что постоянно появляются новые технологии. Пройдет 20–30 лет, и технологии CGI обновятся. Так что коммерческую фотографию рано или поздно заместит компьютер. В тот день, когда вы сможете заменить человека компьютером и когда вы получите человека, смоделированного в компьютере, который выглядит точно так же, как на фотографии, — вот тогда и перестанет существовать профессия профессионального фотографа. Я реалист.

Например, это уже касается предметной съемки: сейчас уже дешевле не фотографировать, а просто делать картинки в 3D. В прошлом году на фестивале в Каннах гран-при выиграла компания «Самсонайт», работа которой была сделана полностью в 3D.

Поэтому мы диверсифицируем бизнес: кроме фотоагентства, у меня есть еще одно — Artandculture. В этом году мы делали фотовыставку Дэвида Лашапеля, это была самая большая его мировая экспозиция, с афтерпати на 2000 персон.

С Мишелем Комте будем делать выставку в этом году в Братиславе, в Словакии. Также на следующий год планируем выставку Марио Тестино. В общем, на ближайшие три года у меня есть идеи, чем заняться.

— А вы сами фотографируете?

— Только голых девушек :)

— Когда вы стоите рядом с такими именитыми фотографами, например с тем же Дэвидом Лашапелем, у вас дыхание не замирает?

— Нет, наоборот. Я себя чувствую вообще отлично рядом с ними.

Специально для УрБК Евгений Потапов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать