Дата: 28.04.2012

Депутатский «фас»: расследованием связей «ТрансСибУрала» и РЖД займется парламент

Депутаты Госдумы и свердловского Законодательного собрания совместными усилиями добились начала расследования странных взаимоотношений РЖД, Первой грузовой компании и компании «ТрансСибУрал». Уже первые выводы оказались показательными: преференции, предоставляемые РЖД коммерческой компании, скорее всего, незаконны. Дело возбудило и приняло к рассмотрению Свердловское УФАС. Сами парламентарии на достигнутом останавливаться не намерены: деятельность ООО «ТрансСибУрал» и его директора Сергея Мазуркевича станет предметом обсуждения на специальных парламентских слушаниях.

Как стало известно сегодня, Уральская транспортная прокуратура усмотрела в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения антимонопольного законодательства в регионе. Своими сомнениями надзорное ведомство немедленно поделилось с антимонопольным. В итоге свердловское УФАС возбудило дело по признакам нарушения ОАО «РЖД» в рамках деятельности филиала — Центральной дирекции управления движением — п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Предварительные выводы уже сделаны: речь идет о создании дискриминационных условий участникам рынка железнодорожных перевозок путем заключения с отдельными контрагентами (ООО «ТрансСибУрал», ОАО «Первая грузовая компания») договоров, предусматривающих приоритетное отправление и пропуск подвижного состава, принадлежащего контрагентам.

Напомним, первая информация о том, что ООО «ТрансСибУрал» получает неоправданное преимущество при организации грузовых перевозок на СвЖД, появилась около двух месяцев назад. В ситуации решили разобраться депутаты.

В окружное управление Генпрокуратуры с требованием проверить законность действий ОАО «Вторая грузовая компания» и ОАО «РЖД» тогда обратился депутат Государственной думы РФ Александр Бурков. По мнению законодателя, равный доступ предприятий-производителей к погрузочным ресурсам ОАО «РЖД» на Среднем Урале затруднен: явные преимущества получает компания-посредник, некое ООО «ТрансСибУрал».

«РЖД и ВГК в большинстве случаев не заключают договоров непосредственно с предприятиями, которым необходимы услуги по перевозке, а вынуждают их пользоваться услугами компании-посредника ООО «ТрансСибУрал», которая, в свою очередь, устанавливает наценку к тарифу от 40 до 70%. Отсутствие у предприятий-производителей возможности напрямую взаимодействовать с ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» необоснованно увеличивает стоимость конечной продукции», — написал тогда депутат заместителю генерального прокурора Юрию Пономареву.

ООО «ТрансСибУрал» получает настоящий «зеленый коридор» при движении по железной дороге: составы, арендованные компанией, пропускаются вне очереди, уверяет депутат областного Законодательного собрания Андрей Альшевских, который публиковал в своем блоге внутреннюю переписку сотрудников Свердловского филиала ОАО «РЖД».

«Письма с такими указаниями рассылаются из Дорожного центра управления перевозками, известная высотка в Екатеринбурге в районе вокзала. Раньше они уходили от имени начальника Дирекции управления движением. Потом он почувствовал недоброе, и указывать стали замов. Адресаты — подразделения практически по всей дороге (преобладают северные направления): дежурные по станциям, по горке, по парку, диспетчера и так далее. Начальникам на участках командуют пропускать в первую очередь грузовые вагоны от ООО «ТрансСибУрал». Остальные пусть ждут», — обрисовал ситуацию депутат.

В ООО «ТрансСибУрал» все претензии отрицают.

«В условиях жесткого дефицита вагонов «ТрансСибУрал» взял на себя обязательства по перевозке низкорентабельных грузов и возобновил дорожно-кольцевые маршруты. В 2010-м — начале 2011 года потребность производителей в подвижном составе была полностью удовлетворена», — заверял генеральный директор ООО «ТрансСибУрал» Сергей Мазуркевич.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин, также активно интересовавшийся странной компанией и ее связями в РЖД, сегодня доволен первыми результатами прокурорской проверки.

«Вопрос стратегический, его надо решать. Пока мы довольны развитием этой проблемы. Честно говоря, поначалу, как только об этой ситуации стало известно, мы, депутаты, даже не могли в это поверить. Хорошо, что транспортная прокуратура, УФАС занялись этим делом. Внутренние проверки начались и внутри РЖД. По их словам, они намерены решить эту проблему. Более того, насколько мне известно, материалы по ООО «ТрансСибУрал» были направлены и в ФСБ», — сообщил Д. Ионин.

«Я удовлетворен ответами на депутатские запросы. Нарушения ООО «ТрансСибУрал» антимонопольного законодательства были видны невооруженным глазом. Сейчас будем ждать вердикта УФАС и РЖД, я писал письмо на имя президента компании Владимира Якунина», — заявил Андрей Альшевских.

Заседание УФАС по скандальной теме назначено на 21 мая. Характерно, что в этот же день в Законодательном собрании региона пройдут слушания по поводу реформы ОАО «РЖД», одним из антигероев которых депутаты обещают сделать ООО «ТрансСибУрал» и его директора Сергея Мазуркевича.

Между тем эксперты уже обсуждают возможные размеры санкций, которые могут быть применены к компании.

«В действиях филиала ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением, может содержаться состав правонарушения (ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ) — осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, выразившихся в лоббировании интересов ООО «ТрансСибУрал». По итогам рассмотрения данного дела УФАС может привлечь виновных в совершении указанного правонарушения к административной ответственности. Санкция по данной статье КоАП РФ предусмотрена в виде наложения административного штрафа в размере от 0,01 до 0,15% от выручки, полученной от реализации услуги», — отмечает старший юрист юридической компании Vinder Law Office Владимир Каплюков.

УрБК будет следить за развитием событий.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать