Дата: 28.04.2011

«Коммерсантъ» и Александр Гудков, Дмитрий Бутрин: Не ждите милости от инвестора

На четырех совещаниях органов власти — в Кремле, в Белом доме, в ФАС и Минэнерго — вчера обсуждалась проблема неожиданного топливного дефицита в ряде регионов страны. Никаких решений не принято, несмотря на сигналы из Белого дома о том, что власть склонна признать свою долю ответственности в топливном мини-кризисе. По крайней мере, ФАС уже не обвиняет нефтяные компании, в первую очередь, "Роснефть", в организации кризиса. Промежуточные решения сегодня должен огласить вице-премьер Игорь Сечин, между тем решать проблему поздно: рынок отказывается соблюдать запрет премьер-министра Владимира Путина на повышение цен. Белому дому придется уже снижать, а не стабилизировать цены.

Вчера в органах исполнительной власти прошла серия совещаний, посвященная критической ситуации на топливном рынке (см. "Ъ" от 25 и 26 апреля). Первое совещание, в Минэнерго, было назначено на полдень — но было перенесено: руководителей министерства и представителей нефтяных компаний, вызванных на него, по данным "Ъ", с совещания вызвали в Кремль к президенту Дмитрию Медведеву. Днем прошло совещание по ситуации в ФАС — на нем, согласно официальной информации, было принято лишь решение ничего не говорить до завершения комплексных проверок нефтекомпаний и анализа ситуации. Во второй половине дня совещание у главы Минэнерго Сергея Шматко все же состоялось, после чего перетекло в совещание у профильного вице-премьера Игоря Сечина. Наконец, и в "Роснефти", которая имеет крупные доли в большинстве регионов, так или иначе затронутые происходящим (см. карту), прошло свое совещание. Президент компании Эдуард Худайнатов по его итогам заявил: всем региональным подразделениям "Роснефти" и сетям АЗС поручено обеспечить месячные запасы топлива. В Алтайский край также поступит дополнительная партия бензина.

Официальные власти пока никак не комментируют сложившуюся ситуацию по существу, однако характерной резкости первых дней кризиса уже нет. ФАС ввела режим "информационного молчания", после того как УФАС по Алтайскому краю, напомним, обнаружило признаки картельного сговора "Роснефти" и "Газпром нефти" и завело на "дочки" компаний в регионе дело. Ситуацию с бензином вчера прокомментировал, правда, весьма уклончиво, вице-премьер Алексей Кудрин, пояснивший, что топливный дефицит обусловили "факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, (и они.— "Ъ") связаны исключительно с администрированием и регулированием деятельности". Напомним, комментарий ситуации Владимира Путина, находящегося в поездке по Скандинавии, был также очень осторожен, президент Дмитрий Медведев ситуацию вообще не комментировал. По данным "Ъ", подходы Белого дома к решению проблемы завтра утром должен огласить Игорь Сечин на селекторном совещании с регионами.

Так или иначе, момент, когда на ситуацию можно было отреагировать, не допуская роста цен на бензин, уже, судя по всему, упущен. Статистика Росстата за прошлую неделю демонстрирует рост цен на бензин по стране на 0,8%, и лишь к майским праздникам будет известно, что происходило на топливном рынке в эту неделю. Но сигналы о том, что февральские указания Владимира Путина снижать цены на автобензин значительная часть АЗС уже не принимает во внимание, есть из значительной части регионов. Топливный ажиотаж уже начался. По данным ИАЦ "Кортес", на торгах в среду биржевые цены на бензин А-92 взлетели до 34 тыс. руб. за тонну. То есть закупочная цена составила 26 руб. за литр. Сюда следует прибавить транспортные (2 руб. на литр) и накладные (3 руб. на литр) расходы, а также прибыль оператора. Если сегодня "отпустить" цены, то, по оценке "Кортеса", они уйдут далеко за 30 руб. за литр.

Сами компании уже постепенно включаются в полемику с Белым домом, поясняя, что рост цен на бензин, который вполне уравновесит рынок, обусловлен объективно, а не желанием сверхприбылей. Так, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун вчера сделал достаточно рациональное предположение о том, что вклад в ситуацию весны 2011 года правительство внесло и программами субсидирования автопрома: рост автопарка ведет к росту спроса на бензин, тогда как столь же быстрое наращивание мощностей по производству топлива просто невозможно.

В арсенале правительства остается только один эффективный механизм борьбы с дефицитом: ограничение экспорта. Эксперты предполагают введение заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты, но формула расчета ее предельного размера зафиксирована в законе "О таможенном тарифе", внесение изменений в который требует времени. Более вероятно, что правительство пойдет на прямой запрет экспорта бензина, если ситуацию не удастся стабилизировать переговорами с нефтяниками. "Через некоторое время правительство будет готово на очень многое",— полагает господин Строков.

Отметим, по данным "Ъ", еще в начале апреля на одном из совещаний у Игоря Сечина рассматривался вопрос о необходимости снятия неформального моратория на рост бензиновых цен для предотвращения дефицита. Этого не произошло — и это сделал за Белый дом сам рынок. Основной вопрос сейчас — готов ли Белый дом вновь играть против рынка, усугубляя ситуацию: запрет на экспорт топлива также не останется без последствий, и они будут более долгосрочными.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать