Статьи
28.12.2010

Илья Гаффнер: Я знаю, как увеличить доходы бюджета

Депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, лидер фракции «Справедливая Россия» Илья ГаффнерНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, лидер фракции «Справедливая Россия» Илья Гаффнер

— Илья Владимирович, заканчивается первый год вашей работы в качестве депутата Областной Думы. Совпали ли ваши ожидания с той реальностью, с которой пришлось столкнуться при работе парламентарием? Изменился ли ваш взгляд на мир?

— Скажу честно: до победы на выборах работу депутата я представлял себе несколько иначе. Казалось, что труд парламентария не особенно сложен, что у меня останется масса свободного времени на другие дела. На деле же оказалось, что работать в Думе не проще, чем в бизнесе. Депутатские обязанности отнимают все время, не остается не только на отдых, но даже на общение с семьей.

Кроме того, эта работа сильно изменила меня самого, мое мировоззрение. Раньше, когда я занимался бизнесом, моя работа заключалась в том, чтобы выводить предприятия из кризиса. Зачатую компании, которыми мне приходилось управлять, находились в тяжелом финансовом положении, и я должен был вывести их на принципиально иной уровень — обеспечить прибыльность, нарастить активы, сократить издержки. Часто это было напрямую сопряжено с сокращением штатов. И я не беспокоился о том, как будут жить эти люди, не ощущал ответственности за их будущее. Сейчас же все обстоит по-другому. Я четко понимаю, что сокращенных людей необходимо трудоустроить, создать такие условия, чтобы они в конечном итоге не остались на улице.

— Каковы ваши главные достижения за этот год? Что удалось сделать?

— Я еще относительно молодой парламентарий, отработал менее года. Несмотря на это, у меня «в портфеле» уже есть несколько действительно важных и нужных законопроектов. Так, я стал самым активным лоббистом целого ряда решений по поддержке сельского хозяйства Свердловской области. При моем непосредственном участии на 300 миллионов рублей был увеличен объем технических субсидий сельхозтоваропроизводителям. Также я принимал активное участие во включении программы строительства второй очереди физкультурного оздоровительного комплекса в г. Богдановиче. Кроме того, в течение года я работал над внесением поправок в ряд областных законопроектов. Нельзя не отметить кропотливую работу над Уставом области. В конструктивном диалоге с губернатором мы смогли прийти к компромиссу и завершить работу над главным документом региона.

В результате Устав, этот основополагающий правовой документ, все же был принят в этом году. Конечно, он не идеален, но в нем соблюдены интересы всех сторон. Документ четко приведен в соответствие с федеральным законодательством. И у нас еще будет возможность улучшать его с помощью отдельных правовых актов и законов Свердловской области.

— Как вы оцениваете процесс по формированию бюджета области на 2011 год?

— Я наслышан о том, что традиционно в Свердловской области бюджетный процесс происходил достаточно сложно и долго. В этом году все было ровно наоборот. Благодаря кропотливой работе комиссий и комитетов Областной Думы, и прежде всего бюджетного комитета, весь процесс прошел быстро и слаженно.

Как участник комитета по бюджетной политике я смог изнутри узнать этот процесс и принять в нем самое деятельное участие. Мы внимательно изучали все статьи бюджета, общались с профильными министерствами и ведомствами. В итоге представителям исполнительной и законодательной власти удалось прийти к компромиссу. И как следствие, бюджет был принят в рекордно короткие сроки. В этом году мы наблюдали самое быстрое принятие бюджета в истории Свердловской области. Это стало возможным благодаря тому, что все спорные вопросы были отработаны до этого.

— Как известно, проект бюджета представляет областное правительство. Насколько его представители прислушивались к мнению депутатов?

— Безусловно, мнение депутатов Думы было учтено. Органы исполнительной власти прислушивались к нам в целом ряде важных вопросов. Это касается и части развития спорта, и вопросов по сельхозтоваропроизводителям, по детским пособиям, пенсионерам.

Итоги нашей работы будут видны в 2011 году. Сейчас, когда бюджет принят, важно контролировать его исполнение, чтобы все наши благие начинания, все принятые нами программы были исполнены в полном объеме.

Отмечу, что прогнозы на следующий год весьма благоприятные. А это значит, что мы можем рассчитывать не только на своевременное финансирование всех программ, но и на дополнительные доходы. Поэтому уже сегодня мы готовимся начать работу над поправками в бюджет. Очевидно, что первые из них будут приняты уже в мае-июне 2011 года.

— Как бы вы в целом оценили работу Думы? Удалось ли депутатам сработаться за прошедший год? Удалось ли достичь взаимопонимания?

— Следует отметить, что работа Областной Думы в нынешнем составе начиналась сложно. Поначалу все присматривались друг к другу. Не обошлось и без некоторых конфликтных ситуаций между фракциями. Имело место и противостояние оппозиции и партии власти. Процесс притирки между депутатами занял первую половину года.

Сегодня же можно отметить, что Дума сработалась. Мы быстро поняли, что всех нас объединяет одно — желание работать на благо жителей Свердловской области. У нас у всех один вектор работы, одна цель. Нам важно создать благоприятные условия для жизни свердловчан. Именно это и объединяет нас в решении многих вопросов.

Сейчас Дума действительно работает как слаженный механизм. Во всех вопросах наблюдается конструктивный подход. Если какой-то законопроект действительно плохой, то и сама «Единая Россия» не поддерживает его. При принятии какого-то сложного законопроекта мы ведем переговоры. Порой мы собираемся фракциями у спикера Областной Думы Елены Чечуновой, чтобы разрешить все спорные моменты.

Если же мы, представители оппозиционных партий, и срываем работу Думы (а это сегодня, пожалуй, единственный способ оказать влияние на принимаемые решения), то делаем это не ради собственной прихоти, а исключительно в интересах избирателей, которых мы представляем. Мы всегда объясняем остальным фракциям причину своего несогласия. Такое случается, когда результаты проверки Счетной палаты не отдаются в прокуратуру или же ряд депутатов предлагает продать за бесценок собственность Свердловской области. Все это делается с единственной целью — чтобы бюджет наполнялся, чтобы жителям области жилось лучше.

— Как вы оцениваете совместную работу с областным правительством?

— Безусловно, в отношениях с правительством поначалу тоже были притирки. Исполнительная власть в начале года чувствовала себя чересчур вольготно, пыталась диктовать свои условия парламентариям. Такой подход не нравится депутатам, в том числе из фракции «Единая Россия». И мы вместе стали добиваться уважения к законодательной власти.

Так, раньше на заседания комитетов первые лица правительства не являлись. Вместо этого присутствовали начальники отделов. Устав от такой ситуации, мы стали просто снимать этот вопрос с повестки дня. Теперь такого нет. При рассмотрении вопросов на заседания комитетов приходит представитель как минимум уровня замминистра. Хочу отметить министерство здравоохранения, министерство государственного имущества — от них на комитеты приходят сами министры.

В результате была создана вполне рабочая атмосфера. Сегодня правительство выходит с законопроектом и согласовывает его во всех инстанциях. Идет реальное обсуждение, мнение депутатов выслушивается и принимается к работе.

Приведу пример с законопроектом по обслуживанию населения транспортом. Оппозиция его забраковала. В итоге правительство вышло с новым законопроектом, в котором были учтены наши требования, а старый отозвало.

— В этом году большое внимание было привлечено к ситуации, которая складывается в ГУПах Свердловской области. Как вы оцениваете те изменения, которые там происходят? Как известно, в ближайшее время основная масса ГУПов будет приватизирована. Как вы относитесь к этому процессу?

— Я поддерживаю процесс приватизации ГУПов, поскольку присутствие государства на предприятии, как правило, резко тормозит развитие бизнеса. Причин для этого много. Это и сложности при согласовании любых изменений, и незаинтересованность менеджмента в результатах своего труда, и нерыночные критерии эффективности работы предприятий. Зачастую государство использует нерыночные механизмы воздействия на ГУПы, например, заставляет их сбывать свою продукцию в определенных регионах, где им это невыгодно. Или же возлагает на них непомерный груз социальной ответственности. Все это тормозит развитие предприятий. Они отстают от конкурентов, начинают проигрывать в конкурентной борьбе.

Все это в полной мере можно наблюдать на примере свердловского птицепрома. Совсем недавно он был одним из лучших в стране, а сегодня стремительно теряет позиции. Я как специалист по антикризисному управлению и превращению убыточных предприятий в прибыльные могу сказать, что мы стремительно упускаем возможности для успешной приватизации нашего птицепрома. По уму, делать это надо было еще несколько лет назад. Сейчас может быть уже поздно.

Как депутат я заинтересован в увеличении доходной части бюджета, поэтому для меня важно, чтобы продажа акций при приватизации принесла как можно больше средств в областную казну. Для этого необходимо стимулировать директоров птицефабрик работать над увеличением стоимости активов, рыночной капитализацией предприятий.

— Почему наша птицеводческая отрасль отстает от конкурентов?

— Птицепром — быстроразвивающаяся высокотехнологичная отрасль сельского хозяйства. Внедрение современных технологий в ней позволяет значительно увеличить производительность труда и снизить издержки. Но для внедрения этих технологий нужны значительные инвестиции. Привлечь эти инвестиции в ГУПы просто невозможно. Для государства эти траты непрофильны. Никакой бизнес не готов вкладывать деньги в чужую собственность. Именно поэтому наш птицепром и отстает от соседей, которые давно приватизировали свои предприятия и нашли им вменяемых инвесторов.

Без инвестиций наши предприятия ждут только старые технологии, большая себестоимость, низкая производительность труда. В конце концов они просто не смогут конкурировать с продукцией соседей и обанкротятся. К сожалению, на большинстве предприятий области этот процесс уже идет. Стоимость предприятий стремительно тает. Еще год-другой, и они и даром будут никому не нужны.

— Какие варианты приватизации будут наилучшими для отрасли?

— Сейчас рассматривается идея объединить 4 существующие государственные птицефабрики — Свердловскую, Рефтинскую, Первоуральскую и Среднеуральскую — в единое предприятие, а потом продать одному инвестору. Я считаю, что это большая ошибка. Во-первых, на объединении мы потеряем драгоценное время. Во-вторых, в результате такой сделки мы можем потерять значительную часть нашего птицепрома.

Дело в том, что эти фабрики далеко не равнозначны. Первоуральская и Среднеуральская — небольшие предприятия, рассчитанные на обслуживание локальных территорий. По большому счету, они уже сегодня стоят немного. Свердловская и Рефтинская птицефабрики — гиганты федерального масштаба, каждая из них может быть продана за миллиарды рублей.

Если мы объединим эти предприятия и продадим одним лотом, то новый собственник просто закроет Первоуральскую и Среднеуральскую фабрики как нерентабельные и будет развивать только гигантов.

В итоге мы получим меньше денег и массу безработных. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается на агрофирме «Северная», в которую вошли в том числе Кировградская и Красноуральская птицефабрики. В результате менеджмент сделал ставку на Красноуральскую, в которую стали вкачивать средства за счет Кировградской, где уже фактически остановлено производство.

Поэтому я считаю, что все птицефабрики нужно продавать по отдельности и как можно быстрее. Для маленьких фабрик нужны локальные инвесторы, заинтересованные в местных рынках. Для крупных — серьезные федеральные холдинги, которые смогут обеспечить им крупные инвестиционные вливания и развитие производства. При этом между производителями возникнет конкуренция, которая будет благоприятно сказываться на ценах.

— Какие основные задачи вы ставите перед собой в 2011 году?

— В следующем году все свои силы и энергию я планирую направить на пополнение доходной части бюджета. Так как я бывший бизнесмен и антикризисный менеджер, то я четко понимаю, каким образом можно увеличить доходы казны. В частности, необходимо направлять деньги в точки роста для областного бюджета.

В 2011 году я буду активно заниматься программами «Уральская деревня» и развитием АПК. Сегодня наша деревня — это фактически мини-моногород, у которого есть целая масса нерешенных проблем. Природные условия в нашем регионе таковы, что 50% площадей на полях занято на выращивание кормовых культур для животноводства, 20% — под овощные и технические культуры, и только 30% — под зерновые. При этом качественное зерно — 1-го и 2-го классов — у нас в области не растет. Практически все, что мы собираем, — это фуражное зерно, годное для нужд животноводства и птицепрома.

Именно поэтому мы просто обречены на развитие животноводства в селах и деревнях. Но оно не может развиваться само по себе, необходимо обеспечить производителя техникой, необходимо создать мощности по обработке сырья — молока и мяса. Нужна соответствующая инфраструктура, которая связала бы сельхозпроизводителя с переработчиком и потребителем. У нас есть все возможности для того, чтобы создать мощный животноводческий АПК, надо только заняться решением этой проблемы.

Кроме того, важно развивать уральские деревни. Так, если у нас есть сельхозтоваропроизводство, то необходимо эти территории обеспечить инфраструктурой: провести свет, газ, построить школы, больницы. Нужно создавать новые рабочие места. Без этого мы потеряем деревенскую молодежь: она перестанет возвращаться в деревню после завершения учебы в городе. Если мы поможем сельхозтоваропроизводителю, то тогда наши мини-моногорода заживут нормальной жизнью.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.03.2011 Депутат свердловской Областной Думы Илья Гаффнер: При корректировке областного бюджета необходимо предусмотреть дополнительные средства на развитие молочного животноводства

УрБК, Екатеринбург, 30.03.2011. «В текущем году на программу по развитию молочного животноводства в Свердловской ...

29.12.2010 Илья Гаффнер: Я знаю, как увеличить доходы бюджета

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, ...

28.12.2010 Лидер фракции «Справедливая Россия» свердловской Областной Думы Илья Гаффнер: Работать в Думе не проще, чем в бизнесе

УрБК, Екатеринбург, 28.12.2010. «Скажу честно: до победы на выборах работу депутата я представлял себе несколько иначе. ...

10.12.2010 Лидер фракции «Справедливая Россия» свердловской Областной Думы Илья Гаффнер: На развитие сельского хозяйства региону необходимо ежегодно выделять 5–6 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 10.12.2010. «По моим оценкам, на развитие сельского хозяйства в нашем регионе необходимо ежегодно ...

05.04.2010 Председатель Комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков: Волна приватизации крупных областных ГУПов пойдет в 2011 году

УрБК, Екатеринбург, 05.04.2010. «В настоящее время всем очевидно, что государственные унитарные предприятия ...