Статьи

Война киоскам: бизнес и власти Екатеринбурга — против

26 ноябрь 2010 (15:59)

Война киоскам: бизнес и власти Екатеринбурга — противПо примеру московского правительства свердловские власти заговорили о программе сокращения ларьков и киосков в городах региона. Заменить небольшие торговые точки предлагается магазинами на первых этажах зданий. Таким образом якобы будет решена проблема нецивилизованной торговли, мешающей горожанам. Впрочем, сами горожане уверяют, что киоски им не мешают, скорее наоборот.

Вопрос искоренения ларьков поднял депутат, владелец сети магазинов «Кировский» Игорь Ковпак. Бизнесмен обратился к губернатору Александру Мишарину с просьбой ограничить продажу алкоголя в ларьках на остановочных комплексах. Сами же ларьки, по его мнению, и вовсе необходимо устранить.

«Ларьки не украшают внешний вид города, не вписываются в территорию», — согласился губернатор и предложил перенести торговлю алкоголем в магазины на первых этажах зданий. Сами же киоски Александр Мишарин намерен ликвидировать, но не сразу, а предварительно создав специальную программу.

У экспертов данная идея вызвала недоумение. Известно, что стратегия сокращения объектов мелкорозничной торговли была принята в уральской столице еще в 2006 году. Снос всех объектов мелкорозничной торговли (за исключением остановочных комплексов, киосков «Мороженое», киосков по продаже печатной продукции, киосков «Лотереи», павильонов «Цветы» и павильонов по оказанию бытовых услуг) планировалось вскоре закончить.

По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сегодня на территории города осуществляет свою деятельность 1321 объект мелкорозничной торговли, в том числе 211 киосков и павильонов, 490 объектов специализированных сетей (киоски с мороженым, водой, «Роспечать»), 600 остановочных комплексов и 16 мини-рынков. В целом в этой сфере занято порядка 5 тысяч человек.

Аргументов у торговых сетей против работы киосков предостаточно.

«В соответствии с правилами пожарной безопасности все временные строения, к числу которых относятся ларьки, должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий, сооружений. 90% наших торговых точек нарушают это требование. Сотни киосков подключаются к электричеству без разрешения, а за все это платят жители Екатеринбурга из своего кармана как за места общего пользования. И наконец, большая часть таких киосков на оплачивают ЕСН», — заявляет депутат Областной Думы Лев Ковпак.

По его словам, особое внимание нужно обратить на деятельность киосков, осуществляющих торговлю алкоголем и фруктами.

«Зайдите в любой киоск и сравните цены на те же фрукты и овощи с ценниками, выставленными в «Монетке» и «Кировском». В ларьках цены завышены в разы. Мы же намерены за 3 года привести рынок в цивилизованную плоскость», — отметил парламентарий.

Впрочем, в администрации города такую точку зрения не разделяют. По их мнению, на мелкорозничном рынке и так наведен порядок: палатки сменили павильоны и остановочные комплексы. В администрации делают ставку на дальнейшее развитие остановочных комплексов и реконструкцию специализированных киосков.

«В этом году на рынке мелкорозничной торговли города у нас и так была проведена своего рода революция. 90% палаток города убрано, на их месте появились стационарные киоски, где торговля осуществляется не по сезонному типу, а круглый год. Кроме того, все остановочные комплексы, которые нуждались в ремонте, были реконструированы. Те комплексы, которые установили заново, соответствуют всем необходимым параметрам работы и требованиям», — заявила УрБК пресс-секретарь комитета по товарному рынку Екатеринбурга Илона Стародубцева.

Сами предприниматели идее сетевиков явно не рады.

«Вообще-то установка киосков производится за счет предпринимателей. Теперь же говорят о том, что работа киосков будет прекращена. Кто возместит нам убытки? Может быть, Ковпаки? О какой поддержке малого бизнеса может идти речь? Это препятствует всем установкам о необходимости государственной программы поддержки предпринимательства. Что касается обвинений в завышении цен, антисанитарии и сервиса, то сводки Роспотребнадзора и УФАС убедительно свидетельствуют о том, кто этим грешит. Вопросов к тому же «Кировскому» всегда предостаточно», — заявил УрБК владелец одной из сетей киосков, пожелавший остаться неизвестным.

В администрации города намекают, что в этой ситуации аргументы владельцев цивилизованных киосков им не чужды.

«На рынке торговли спрос рождает предложение. Администрация не имеет права диктовать предпринимателям условия, что конкретно им продавать. Мы можем только выдавать рекомендации. Сами же предприниматели заинтересованы в реализации тех товаров, которые приносят им прибыль, а это продажа сигарет, пива. Закона при этом они не нарушают», — отмечают чиновники.

Для большинства наблюдателей подоплека происходящего очевидна: на рынке каждый отстаивает свои интересы, торговым сетям выгодно, чтобы люди шли за товарами в их магазины. Следовательно, конкурентов в лице киосков, забирающих значительное число прибыли, необходимо устранить.

Как ни странно, президент Союза малого и среднего бизнеса поддерживает идею губернатора.

«Ранее была война: дикие ларьки против супермаркетов. Мы кричали: «Нас ломают!» А как оказалось, нас и надо ломать. Малый бизнес нужно пнуть. В работе таких киосков сплошная антисанитария», — заявил глава союза Анатолий Филиппенков.

Самих горожан в этой ситуации, скорее всего, никто не спросит. Между тем многим из них аргументы чиновников кажутся малоубедительными.

«Все эти разговоры — некий тренд, заданный новым руководством Москвы. Но у нас другая ситуация. Лично мне ни как пешеходу, ни как автомобилисту остановочные комплексы никоим образом не мешают. К примеру, у нас в городе гораздо больше той же наружной рекламы, которая отвлекает водителей», — заявил представитель Федерации автомобилистов России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Анастасия Упорова

Другие материалы по теме: