Статьи
17.08.2010

Популярный блогер о новых медиа

Дмитрий Горчаков, пишущий в Живом журнале под ником nucl0id За последние полгода Дмитрий Горчаков, пишущий в Живом журнале под ником nucl0id (http://nucl0id.livejournal.com/), стал одним из самых известных блогеров Екатеринбурга. Его репортажи с общественных мероприятий, митингов, выставок «Иннопром-2010» и «Оборона и защита — 2010» и лесных пожаров на Урале не раз привлекали внимание традиционных средств массовой информации. Своими мыслями о личных медиа, нетрадиционной журналистике и корпоративных блогах Дмитрий Горчаков поделился с информационно-аналитическим агентством «УралБизнесКонсалтинг».


— Дмитрий, блог http://nucl0id.livejournal.com/ сейчас де-факто стал средством массовой информации. В нем регулярно публикуются полновесные репортажи. На это тратятся личные ресурсы, в первую очередь — время. Зачем, с какой целью?

— Я на самом деле езжу только туда, куда мне интересно, и снимаю то, что мне интересно. Даже не успеваю всё выкладывать в блоге, что говорит о том, что в большей степени я это делаю для себя. В блоге я пишу о том, чем просто хочется поделиться с людьми. Тем более, когда речь идет о по-настоящему важных темах.

— Какова сверхзадача проекта?

— Честно говоря, сверхзадачи нет. Я, как и озаглавлен мой блог («Обо всем понемногу»), пишу именно обо всем, что мне интересно, и рад тому, что растет число людей, которым это тоже становится интересно.

— Может быть, это потребность что-то узнать, с кем-то поделиться? Или это потребность стать известным, удовлетворить некие амбиции? Есть ли ощущение, что это — своеобразное «новое медиа»?

— Когда я завел ЖЖ (блог на платформе Livejournal.com), я вообще не знал, зачем это сделал. Потом начал выкладывать свои фотографии. Это был вариант самореализации. Когда появилось внимание к блогу со стороны традиционных СМИ (приглашают, просят иногда дать фотографию, где-то использовать ее), появилось какое-то чувство ответственности за то, что я пишу и выкладываю.

Пожалуй, единственная цель, которую я четко ставлю в некоторых своих фоторепортажах, — популяризация каких-то малоизвестных мест. Как-то я даже писал об этом. Например, музеи. Есть музей, в глубинке он неизвестен. Или известен, но в Сети нет хороших и свежих фотографий оттуда. Тот же музей военной техники в Верхней Пышме. Просто съездить, отснять его и показать специалистам, выложить в специализированных сообществах, которые этим занимаются, — для меня это важно.

— Какова целевая аудитория проекта? Кто конечный пользователь, читатель, потребитель информации? Ведь журнал читает и много журналистов.

— Я даже не знаю. Я вообще мало в этих электронных делах разбираюсь, в счетчиках и фильтрах. Я хотел недавно провести опрос, что в моем блоге интереснее читателю. Хотел разделить по трем направлениям, которые я для себя выделяю, о чем я пишу.

Первое — это просто фотоотчеты с каких-то мероприятий, второе — это ядерная и экологическая тематика, которые я профессионально затрагиваю; у меня есть ряд читателей, которых интересует именно это. Третье — это освещение каких-то околополитических вопросов. Не всегда это фотоотчеты, это просто какие-то записи с мероприятий, те же круглые столы и так далее.

Эти три направления я сам для себя выделяю, но не могу понять, которое важнее, которое интереснее, с какой целью меня основная масса людей читает.

— То есть уже есть необходимость изучать аудиторию?

— Я ощущаю эту необходимость. Я задаюсь вопросом: надо ли мне делать из своего блога какой-то тематический проект или продолжать вести его как личный дневник, публикуя только то, что мне интересно? У меня даже была идея завести другой блог, например, чисто по ядерным вопросам.

— Сразу вопрос, который напрашивается, который очевиден: есть ли планы по «монетизации» блога в будущем?

— С одной стороны, я хотел бы получать какую-то финансовую отдачу от блога, чтобы оправдать свои трудозатраты и перед собой, и перед семьей, понимая, что блог уже вышел за рамки уютной личной жежешечки. С другой стороны, я опасаюсь этой монетизации. Есть прецеденты: ко мне иногда обращаются с предложением о чем-то рассказать… Иногда я соглашался, но я ни разу не брал деньги за публикацию. Если мне интересна тема — я о ней пишу, мне лишь дают доступ к информации. Меня регулярно приглашают на различные мероприятия, и я там ничего особенного не прошу. Достаточно просто пустить, и я поснимаю. И даже в блоге напишу. Ни разу за это деньги не брал, и я не знаю даже, как предложить, чтобы мне заплатили за это.

Есть известные московские блогеры, на которых в чем-то можно ориентироваться, которые на рекламе зарабатывают, но местами это выглядит очень некрасиво. Репутация, по-моему, дороже денег.

— Вариант перехода от блогера-любителя к блогеру-профессионалу рассматривается?

— Пока нет, я не вижу такого варианта «с человеческим лицом».

— Был ли опыт продажи своих фотографий?

— Нет, по крайней мере через блог. Хотя пару раз я фотографировал интерьеры на заказ, так что можно сказать, что опыт всё же имеется.

— Часто разные СМИ пользуются фотографиями из блога. Это не раздражает?

— Я с удовольствием делюсь фотографиями, особенно когда это помогает привлечь внимание к какой-то теме. Я уже привык, что электронные СМИ используют мои снимки, когда-то спрашивают, когда-то — нет. Таких фактов довольно много. Я никогда не брал за это деньги. Если ко мне обращались, я просил лишь указывать активную ссылку на блог, понимая, что я тем самым раскручиваю ресурс, привлекаю читателей к результатам своего труда. Вот эту единственную цель я себе, может быть, ставлю. Не зарабатывать, а имя себе делать. Лишь недавно я стал писать в блоге кроме имени и свою фамилию, я понимаю, что уже нельзя оставаться анонимом. И такой вариант сотрудничества со СМИ для меня наиболее приемлемый. Я готов и продавать фотографии. Это как раз нормально. Как народный журналист я себя в принципе воспринимаю.

— Как можно оценить влиятельность этого «нового медиа»? С ним считаются, к нему прислушиваются?

— Я очень скромно оцениваю возможности своей аудитории, не ощущаю свой блог прямо-таки медиа — я же не тысячник. Возможно, это неверно, но для меня, чисто психологически, число френдов — основной показатель успешности блога в ЖЖ. Звонки и письма из различных СМИ меня больше удивляют, чем радуют. По-моему, я мало на что влияю, хотя отдельные темы вызывают обсуждения в блогах. Для меня сегодня стало новостью то, что мой блог — один из самых популярных в Екатеринбурге.

— При создании проекта использовалась специализированная литература, книги по блогерству?

— Нет, я же завел блог вообще без определенной цели, пишу чисто интуитивно. Очень неприятны всякие советы по раскрутке блогов, которые сейчас встречаются в Сети. Иногда я просто смотрю, как пишут самые топовые блогеры. Из тех, на которых я бы больше хотел быть похожим.

— «Другой»?

— Да, он неплох. Есть люди, из таких тысячников, в десятке. К Рустему я отношусь с большим уважением как к человеку. А вот, например, Илья Варламов, на которого можно ориентироваться как на хорошего фотографа, который оперативно снимает репортажи и, несомненно, достоин внимания как профессионал, раскручивал блог не самыми приемлемыми для меня методами. И это мне не очень нравится. Хотя человек, видимо, просто умеет себя продавать, и блог для него — торговая площадка. У него иной подход, более личный.

— Профессиональный блогер вынужден ставить посты за вознаграждение. Иначе эта деятельность невозможна. Это позволяет выйти на другой уровень — от фототехники до скорости перемещения в пространстве.

— Я бы на самом деле с удовольствием занялся блогерством на профессиональной основе, если бы нашел приемлемый для себя способ на этом зарабатывать, не теряя в репутации. Но до тысячника мне пока еще далеко.

Тем не менее, уже сейчас начали появляться ограничения. Личного я пишу не так много, как раньше, когда 10 друзей меня читали, которых я всех персонально знаю. У меня своя аудитория, которая чего-то ждет, которая к чему-то привыкла, которой «сходил в кино, посмотрел» уже не интересно. Хотя я и продолжаю вести блог как личный дневник.

К большим постам, фоторепортажам я иногда неделю готовлюсь, потому что мне надо написать так, чтобы не стыдно было показать. Но это когда нет четких временных ограничений. А вот с записью по пожарам я опоздал. Я хотел ее написать в тот же день, но домой приехал просто никакой. Я писал ее, уже путаясь в числах. А этого хотелось избежать.

Некоторые фотоотчеты я не успеваю вовремя обработать. Бывает, отснимешь материал, а потом завертелся, закрутился, не уложился в самим собой установленные сроки. Потом когда-нибудь я выложу красивые фотографии с какого-то события. Но актуальности не будет.

— Случаются ли сложности с прохождением на мероприятия?

— Это основная сложность. Там, где нужна аккредитация. То есть я же не журналист, никто… Несколько раз были идеи — просто прийти и представиться как представитель интернет-сообщества… Но аккредитацию так не получить. У меня была идея на «Иннопром» послать заявку. Ради интереса. Но зачастую я попадаю на интересные мероприятия просто потому, что у меня там есть знакомые. Город же у нас маленький.

— Была послана официальная заявка в оргкомитет «Иннопрома»?

— Нет. Я ее так и не послал. Но идея у меня была. У меня были знакомые в оргкомитете, поэтому я попал и в первый день, и в любой день там ходил без ограничения по территории. Также я съездил на «Экспоармс», мог поехать и в день для специалистов… Но это, опять же, потому, что у меня были знакомые среди спонсоров и организаторов, то есть, по сути, меня туда пригласили. А аккредитацию я бы просто так не получил.

У меня была идея просто договориться с какими-то СМИ и стать внештатным корреспондентом для таких вот ситуаций, особо не афишируя издание. Я понимаю, что много журналистов меня читают из электронных СМИ, берут материалы, почему бы и не договориться.

— Есть мысль зарегистрировать свой блог как СМИ?

— У меня была такая фантазия, но, насколько я знаю, есть всего один прецедент такой с блогом-СМИ. Какой-то московский блогер, тоже ради интереса и решения проблемы доступа, зарегистрировался, но ничего хорошего из этого не вышло. На СМИ все-таки накладывается слишком много ограничений.

— Были ли попытки тех лиц, о которых было написано в блоге, высказать недовольство? Не так сфотографированы, не так показаны? Или конфликтов не было?

— Я не помню такого. Ведь мои репортажи — не о первом лице или важном человеке, а просто о мероприятии. Порой я кого-то ругаю, но конфликтов из-за опубликованных в блоге материалов еще не было.

— Если поступит предложение: «Товарищи, а не хотите ли вы съездить с нашим губернатором?»...

— Я бы не отказался. Это новый опыт, который надо использовать. Обычно я не упускаю интересных предложений. Такое предложение для меня однозначно интересное.

— Проект не ощущает конкуренции со стороны СМИ? Есть СМИ, которые видят в блогерах конкурентов?

— Я об этом даже не думал.

— Если бы кто-то послал своего фотокорреспондента снимать тот же самый пожар?

— Да, в этом плане конкуренция ощущается. Но в ситуации пожаров она пошла бы обществу только на пользу. Конкуренцию я ощущаю даже не как блогер, а как фотограф, на месте. Когда я ищу какие-то мероприятия, которые мне интересно поснимать, я иногда делаю анонсы, что интересного происходит в области, что поснимать, что посмотреть. Это опять же популяризация интересных мероприятий. Я знаю, что как блогер я смогу сделать фотоотчет и в ЖЖ это будет чем-то уникальным. Но когда я туда приезжаю и вижу десяток людей с фотоаппаратами, естественное желание — уйти подальше. Хотя я знаю, что многие снимают просто для себя, и это лишь сложность фотосъемки, но не распространения информации в Сети. Всегда есть возможность опубликовать фотоотчет как свой взгляд на произошедшее, хотя эксклюзива и не получится.

— Учитывая личный опыт участия в корпоративных мероприятиях, как можно оценить перспективы работы предприятий с блогерами?

— Это хорошее направление распространения информации, рекламы. Тут можно получить живой отклик. Но нужен индивидуальный подход, чтобы всем было интересно и приятно. Блогеры народ капризный. Мне очень понравилась поездка на Белоярскую АЭС, по-моему, Росатом, организовав такую поездку для блогеров, сделал удачный пиар-ход. В этом плане я бы тоже хотел наработать определенную базу, скомпоновать то, что у меня есть, создать портфолио и, может быть, даже предлагать свои услуги, причем не обязательно и не всегда за деньги. Мне действительно интересно снимать устройство каких-то предприятий, производств, необычные интерьеры и архитектуру. Я не упускаю возможностей делать такие фотоотчеты с экскурсий, групповых или даже индивидуальных. Думаю, что и моим френдам-читателям эта тематика тоже интересна.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.06.2014 ZOOM ZOOM Photographers предоставили результаты очередной сессии проекта «Портрет за 20 минут»

ZOOM ZOOM Photographers предоставили результаты очередной сессии проекта «Портрет за 20 минут», который команда ведет ...

26.12.2013 Слава PTRK: В России пока нет понимания, что в искусство надо вкладывать деньги

На вопросы УрБК ответил один из известных уличных художников России Слава PTRK ...

29.06.2011 Федеральная антимонопольная служба РФ открывает блог на платформе livejournal.com

УрБК, Москва, 29.06.2011. Федеральная антимонопольная служба РФ открывает блог fasovka на платформе livejournal.com. ...

01.04.2011 Директор УЖК «Территория» Дмитрий Сень: Программа «Биллинг-Онлайн», которой пользуется Региональный информационный центр, непригодна для использования

О своем опыте сотрудничества с разработчиками технологической платформы для Регионального информационного центра — ...

25.11.2009 Алексея Дымовского охраняет человек с пистолетом

«По незнанию я сказал, что создаю партию. Но после звонка правозащитникам выяснилось, что на партию нужно много денег. ...