Статьи
21.07.2010

Автомобилистов Екатеринбурга вынудят пересесть на общественный транспорт

Транспортная политика Екатеринбурга будет кардинально пересмотрена. Все что раньше делали городские власти для того, чтобы избавиться от бесконечных пробок, по их же собственному признанию привело к обратному результату. Отныне главным стратегическим ориентиром становится не расширение автодорог, а развитие сети общественного транспорта.

Новую концепцию «Развитие транспорта и транспортно-логистических узлов» представил сегодня в ходе программного совета Екатеринбурга вице-мэр по вопросам благоустройства транспорта и экологии Евгений Липович. Во встрече, кроме Главы города Аркадия Чернецкого, приняли участие начальник Главархитектуры Михаил Вяткин, замглавы города по стратегическому планированию, экономике и финансам Александр Высокинский, вице-мэр по капитальному строительству и землепользованию Владимир Крицкий и профильные специалисты из УрФУ и УрО РАН.

Несмотря на активное дорожное строительство, число пробок в Екатеринбурге не уменьшается
Несмотря на активное дорожное строительство, число пробок в Екатеринбурге не уменьшается

Напомним, разработанная в 2003 году стратегическая программа по развитию транспортной инфраструктуры города была изначально направлена на расширение дорог, чтобы сделать их более комфортными для автомобилистов. В мэрии тогда рассчитывали, что повышенная пропускная способность позволит избавиться от заторов. Параллельно проводились работы по сохранению (но не совершенствованию) общественного транспорта.

Увы, реалии показали, что эффект получился обратный — новые магистрали вместе с растущим благосостоянием горожан лишь стимулировали покупку личных авто. Сегодня на 1 тысячу екатеринбуржцев приходится 408 легковых автомобилей. Для сравнения, в западных мегаполисах это соотношение колеблется в пределах от 500 до 700 авто. Впрочем, по прогнозам Евгения Липовича, к 2025 году Екатеринбург не только догонит, но и превзойдет эти показатели.

При этом расширяться уже некуда. В городе планируется строительство 9 дорожных развязок, но они скорее направлены на удобство транзитного транспорта, нежели на разгрузку проблемного центра. В ходе совещания присутствующие ученые предложили еще два варианта распределения транспортных потоков: выселить офисы и торговые центры из «даунтауна» и построить внутригородские объездные дороги по принципу «олимпийских колец». Но идея не получила поддержки у мэра.

Евгений Липович скептически относится к идее строительства канатной дороги
Евгений Липович скептически относится к идее строительства канатной дороги

«Мы из соображений экологии уже вывели из центра промышленные предприятия. Сейчас их остались единицы. Если мы начнем теперь насильственно выселять бизнес, то столкнемся напрямую с интересами компаний, ориентированных именно на большой человекопоток. И эта борьба бесперспективна», — ответил Аркадий Чернецкий.

Вместо «олимпийских колец» Евгений Липович предлагает подумать о создании транспортных узлов в различных частях города. Принцип работы таков: из спального района горожанин приезжает на личном автомобиле, например, к станции метро «Чкаловская» (именно вокруг будущей станции планируется создать первый крупный пересадочный узел в городе). Там оставляет машину на специальной «перехваточной» стоянке, пересаживается в метро или на трамвай, автобус, троллейбус и добирается до места работы. Аналогичный вариант пересадок предлагают и иногородним гражданам.

Для организации таких «стыковок» Михаил Вяткин придумал и уже разместил на карте 21 «перехваточную» стоянку и еще 24 кооперативные парковки, рассчитанные на работников сразу нескольких офисных зданий. Половина проектов уже имеет смету и конкретные адреса. Но деньги на их строительство в бюджете вряд ли найдутся, а полностью доверять частному инвестору администрация пока не готова. По словам главы Екатеринбурга, велика вероятность того, что из публичных парковок эти площади на практике превратятся в арендованные гаражи.

Пока единственный выход из ситуации, который сумели придумать городские власти, это общественный транспорт, изолированный от основных автомобильных потоков. Речь идет о трамвайных путях, отдельных полосах для троллейбусов, автобусов и даже велосипедов. О необходимости строительства велосипедных дорожек мэрии напомнили в УрО РАН.

Михаил Вяткин уже определил места для публичных паркингов, но не пока не нашел достойных инвесторов
Михаил Вяткин уже определил места для публичных паркингов, но не пока не нашел достойных инвесторов

«Нам нужно развивать метро, городские электрички, скоростные трамваи, причем делать их изолированными от основного транспорта. Плюс увеличивать качество услуг пассажироперевозчиков: заменить «Газели» на Ford Transit, Hyndai County, НЕФАЗ и «Богдан»; увеличить частоту движения; построить линию скоростного трамвая. В 2010 году мы закупаем 24 больших автобуса и 5 троллейбусов», — рассказал Евгений Липович.

Правда, каким образом планируется совершенствовать общественный транспорт в условиях острого бюджетного дефицита и 70-процентного износа городского авто- и электропарка пока не ясно и самим чиновникам. По словам Аркадия Чернецкого, планируется привлечь федеральные средства и деньги из области. Но о конкретных суммах и проектах пока речи не идет.

«У нас по стратегии предусмотрено три транспортных кольца. Сегодня областное правительство планирует серьезные средства на завершение строительства объездной вокруг Екатеринбурга», — напомнил вице-мэр.

Всего планируется построить к 2020 году 9 новых автомобильных развязок. Следующим после завершения работ на улицах Московская-Посадская станет перекресток «Амундсена-Объездная», пообещал Аркадий Чернецкий. Он также напомнил об уже порядком подзабытой идее строительства канатной дороги.

Евгений Липович в ответ осторожно отметил, что такой проект рассматривается лишь на крайний случай и в контексте определенных условий — нужны серьезные препятствия для строительства обычной дороги. Вице-мэр предложил оставить экстравагантные идеи, например, для пересечения Верх-Исетского пруда и завода «Уралмаш». Зато Владимир Крицкий идеей загорелся.

Аркадий Чернецкий и Александр Татаркин (справа) ищут выход из транспортного коллапса даже в перерывах между совещаниями
Аркадий Чернецкий и Александр Татаркин (справа) ищут выход из транспортного коллапса даже в перерывах между совещаниями

«Вот станцию метро Уктусские горы не надо делать как полноценную станцию метро, а совместить ее с канатной переправой. Там, по-моему, это было бы интересно, как раз для создания второй ветки подземки», — поддержал Главу его заместитель по землепользованию.

«Но прежде чем что-то строить, нам нужно разработать схему необходимых транспортных перемещений», — попытался приземлить коллегу Евгений Липович.

«А сейчас такой схемы разве нет?!», — изумился мэр.

Услышав отрицательный ответ, он вспомнил о другой проблеме нормативно-правового регулирования, которая уже давно не дает ему покоя. По мнению главы города, платные стоянки упорно не приживаются в городе из-за бездействия правоохранительных органов.

«У нас не приживаются стоянки с почасовой оплатой, потому что не работает система эвакуации неправильно припаркованных машин. Правоохранительные органы пассивны в этом направлении. Нашу идею муниципальной милиции, которая могла бы заниматься расчисткой улиц, зарубили, а сами не справляются. А ведь это серьезная статья доходов. Мне кажется, что если, например, расчистить улицу Мамина-Сибиряка от припаркованных машин, то ее и расширять не понадобится», — возмутился Аркадий Чернецкий и попросил своих заместителей не упускать из стратегии ни одного важного момента.

«А то окажется, что Липович с удовольствием от некоторых проблемных вопросов освободился, а Крицкий их подхватить не успел», — предупредил он.

«Это не мои вопросы», — немедленно отреагировал Владимир Крицкий.

В итоге, работу над стратегией решено перевести в плоскость конкретных проектов.

Анна Шабалина

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
22.07.2014 Деньги на строительство метро Екатеринбург может получить в рамках подготовки к 300-летию города

Сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий на пресс-конференции рассказал, при каких условиях Екатеринбург может ...

22.07.2014 Аркадий Чернецкий озвучил возможность получения Екатеринбургом федеральных средств для строительства метро

УрБК, Екатеринбург, 22.07.2014. Сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий на пресс-конференции рассказал, при каких ...

07.02.2012 Заместитель главы администрации Екатеринбурга Евгений Липович: станция метро «Чкаловская» будет открыта в июне-июле

УрБК, Екатеринбург, 07.02.2012. Заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и ...

14.03.2011 Заместитель главы администрации Екатеринбурга Евгений Липович: Для того чтобы решить проблему пробок, необходимо строить платные парковочные карманы

УрБК, Екатеринбург, 14.03.2011. «Одно из решений проблемы пробок — строительство парковочных карманов. Во всем мире за ...

21.07.2010 Заместитель главы Екатеринбурга Евгений Липович: К 2025 году в городе на 1 тысячу жителей будет приходиться 700 машин

УрБК, Екатеринбург, 21.07.2010. «В настоящее время в Екатеринбурге на тысячу населения приходится 410 машин, и это не ...