Статьи
17.06.2010

Юрий Дулына: Мы готовы к развитию системы энергосбережения

Генеральный директор «УК Нижнеисетская» Юрий Дулына
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор «Управляющей компании Нижнеисетская» Юрий Дулына.

— Юрий Степанович, с 1 июня в силу вступил целый ряд законодательных актов, направленных на увеличение энергоэффективности жилых домов. Как они скажутся на жизни собственников жилья и работе управляющих компаний?

— Действительно, с 1 июня в России начал действовать 261-й Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Одновременно началось применение указа президента № 889 от 04.06.2008 года, также решающего ряд проблем в сфере энергоэффективности.

Два этих законодательных акта окончательно расставили точки над i в таком сложном вопросе, как ответственность за приборы учета. До последнего времени было не ясно, кто за какой прибор отвечает, кто, как, для чего и в какие сроки их устанавливает. Сейчас этот вопрос решен окончательно: все затраты возложены на собственников жилья.

Но при этом созданы действенные механизмы, с помощью которых можно внедрять программу сбережения энергоэффективности, не разоряя собственника. Владельцы жилья на общем собрании имеют право проголосовать и подать групповую или индивидуальную заявку на приобретение и установку приборов учета воды и электроэнергии в квартирах в управляющую компанию. Компания направляет ее соответствующему поставщику энергии, в «Водоканал», «Энергосбыт». Последние обязаны в течение месяца установить эти приборы за собственные средства. При этом населению будет предоставлена отсрочка по оплате приборов сроком до 5 лет под ставку рефинансирования ЦБ РФ. Это означает, что собственники получат эти приборы за чисто символическую цену — что-то около 100 рублей в месяц. При этом окупаемость таких приборов учета будет практически мгновенной.

— Как отреагировали на такие изменения управляющие компании и поставщики энергоресурсов?

— Управляющие компании, конечно же, очень довольны. Ведь закон открывает пути для быстрого и массового внедрения приборов учета, которые нам сегодня совершенно необходимы. То, что мы делали в течение нескольких лет, теперь можно сделать быстро и относительно недорого. Фактически закон предусматривает проведение важнейшего этапа модернизации жилья без серьезного экономического прессинга в отношении жильцов.

Что касается поставщиков энергоресурсов, то они, конечно же, схватились за голову. Ведь фактически именно они будут финансировать установку приборов учета. И когда закон заработает в полную силу, им придется за свой счет ставить десятки тысяч счетчиков. Жильцы проводят собрания, мы оформляем заявку на установку нескольких тысяч счетчиков, и они обязаны установить их в течение месяца. А деньги — через 5 лет.

— Какие еще изменения предполагает новое законодательство?

— В новом законе впервые четко поставлена задача по энергосервисным контрактам. Президент Дмитрий Медведев приказал волевым решением до конца года во всех регионах и крупных городах организовать энергосервисные компании, которые должны сформировать первоначальный пакет заказов уже до 1 января 2011 года.

Законодательно закреплено понятие энергосервисного контракта. Он представляет собой долгосрочный договор между собственниками помещений и энергосервисными компаниями. Его цель — максимально эффективное использование энергоресурсов.

Суть его такова. Энергосервисная компания за свой счет или используя заемные средства проводит работы по повышению энергоэффективности дома. Работы эти могут быть самыми различными: от замены окон и утепления крыши и стен до оснащения приборами контроля температуры энергоносителя в трубах отопления и установки энергосберегающих ламп. В результате собственники жилья начинают экономить на оплате энергоресурсов. И эту экономию они будут делить с энергосервисной компанией в соответствии с заключенными договоренностями. Закон не определяет, какая часть сэкономленного должна отходить жильцам, а какая — компании, это определяется договором.

Обоюдная выгода очевидна. Собственник начинает меньше платить за свет и тепло. При этом сам он не вкладывает в мероприятия по экономии ни копейки своих денег. Компания же постепенно «отбивает» инвестиции и уже через несколько лет выходит на прибыль. Если же проведенные ею мероприятия оказались неэффективными и экономии нет, то население не потеряло ничего, а компания понесла убытки.

— За счет каких источников средств энергосервисные компании будут первоначально осуществлять свою деятельность? Ведь это долговременные инвестиции.

— Концепция закона предусматривает использование именно долгосрочных инвестиций. Предполагается, что в подобные проекты будут вкладывать свои средства коммерческие организации, в первую очередь — банки. Учитывая, что вопрос решается «волевым усилием», не исключено, что на первом этапе такие компании будут создаваться с использованием средств госбанков. Возможно, определенное «внушение» будет сделано и крупным частным банкам.

В целом же проект обещает оказаться весьма прибыльным, но первоначальные инвестиции действительно потребуются достаточно большие.

— Как может выглядеть подобный проект на практике?

— Как говорит наш опыт, заменить окна в 5-этажном 80-квартирном доме стоит порядка 3,2 млн. рублей. Это сразу же приведет к значительному сокращению потерь тепла. Далее можно поставить в подвале систему терморегулирования. В соответствии с показаниями погодных датчиков она будет корректировать степень нагрева воды в батареях. В результате в оттепель жители дома не будут использовать привычный метод регулирования температуры в квартире — открытую форточку. В квартире всегда будут комфортные 20 градусов. И это позволит добиться еще большей экономии. По предварительным расчетам, в теплую зиму расход тепла уменьшится вдвое. При разделе сэкономленных средств в пропорции один к двум это позволит окупить затраты в течение нескольких лет. Потом дом начнет приносить инвесторам чистую прибыль.

— Какова будет в этом процессе роль управляющих компаний?

— Мы неизбежно примем на себя роль посредников между собственниками жилья и энергосервисными компаниями. Уверен, что именно управляющие компании будут осуществлять отбор контрагентов, подыскивать дома, организовывать информационную кампанию среди жильцов, объяснять им преимущества работ по энергосбережению. Мы же будем готовить техническую документацию для энергосервисных организаций, составлять для них энергетический паспорт дома.

— Что такое энергетический паспорт дома?

— Это документ, составленный по результатам энергетического обследования дома. Его форма определена тем же 261-м законом. Он должен в обязательном порядке содержать информацию по 9 пунктам, среди которых оснащенность дома приборами учета использования энергетических ресурсов, объем использования энергетических ресурсов, показатели энергетической эффективности, величина потерь и так далее. И самое главное — там должен содержаться перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, которые могут быть проведены на этом объекте и позволят сделать его прибыльным.

— Есть ли сейчас в Екатеринбурге энергосервисные компании?

— В Екатеринбурге их точно нет. Проект создания подобной организации рассматривался в Тюмени. Я знаком с их документацией и могу сказать, что предлагаемая ими схема работы неприемлема для нашего города. Там от энергосервисной компании поступает минимум вложений, а требуют они 100% от сэкономленных средств. Потребителю такое предложение вряд ли будет интересно. В самом деле, зачем ему терпеть неизбежные неудобства, связанные с ремонтом и установкой оборудования, если в результате он не получит ничего?

Но, я уверен, такие компании появятся, причем в самое ближайшее время. Ведь Москва решила весьма существенно простимулировать их развитие. Те из них, кто до конца года наберет пакет контрактов, вправе рассчитывать в будущем году на компенсацию 50% на проведение данных мероприятий из бюджета. Это серьезные деньги.

— Параллельно осуществляются и другие мероприятия по повышению энергоэффективности. Так, председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин предложил значительно увеличить нормативы потребления электроэнергии в квартирах, не оборудованных электросчетчиками. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Я считаю ее своевременной, даже запоздалой. Нормативы потребления необходимо повышать, причем лучше сразу в 3—4 раза. Только таким образом мы сможем простимулировать людей поставить счетчики и начать платить за тот объем электроэнергии, который они реально потребили. Сейчас жить без счетчика выгоднее: человек тратит электроэнергию не задумываясь, ведь фактически за него платят соседи. Только работающий счетчик заставит его выключать на ночь свет в туалете или отключать «теплый пол».

Пока же ситуация обратная, особенно по электроэнергии. По воде уже выгодно ставить счетчики, окупаемость максимум полгода, если в квартире 4 стояка. При 2 стояках — 2 месяца. Потому что норматив по воде очень высок: 5,2 куба в месяц на человека.

— «Управляющая компания Нижнеисетская» готовится к мероприятиям по энергосбережению?

— Энергосбережение как часть программы модернизации жилого фонда Химмаша всегда было одним из приоритетных направлений нашей работы. Первым шагом стала установка приборов учета в домах. Второй шаг — диспетчеризация. Ее мы заканчиваем. Третьим будет та самая система регулирования температуры подачи теплоносителя в батареи. Мы надеемся на энергосервисные компании, но готовы провести эти работы и самостоятельно, за счет средств жителей домов.

Что касается отдела энергосбережения, то он работает в нашей компании уже не первый год. И когда к нам придут энергосервисные компании, нам будет легко работать вместе.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
25.12.2013 В 13% жилых домов Екатеринбурга не установлены общедомовые приборы учета потребления воды

В декабре 2013 года оснащенность жилых домов управляющих компаний Екатеринбурга общедомовыми приборами учета ...

25.12.2013 В 13% жилых домов Екатеринбурга не установлены общедомовые приборы учета потребления воды

УрБК, Екатеринбург, 25.12.2013. В декабре 2013 года оснащенность жилых домов управляющих компаний Екатеринбурга ...

02.11.2012 Свердловские власти выделят жителям свыше 330 млн рублей на компенсацию затрат по установке приборов учета

УрБК, Екатеринбург, 02.11.2012. Свердловские власти намерены частично компенсировать жителям региона затраты по ...

03.08.2010 Управляющие компании Екатеринбурга призывают власти не церемониться с неплательщиками

В Свердловской области началось обсуждение новых Правил предоставления коммунальных услуг, разработанных Минрегионом. ...

18.06.2010 Юрий Дулына: Мы готовы к развитию системы энергосбережения

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор «Управляющей ...