Статьи
19.05.2010

Банк ВТБ намерен обойти конкурентов в сегменте кредитования среднего бизнеса

На протяжении последних месяцев 2010 года наблюдается рост кредитования реальной экономики. Как отмечают сами банкиры, качественный заемщик для них сейчас — самый ценный клиент.

Так, второй по величине в России Банк ВТБ заявил о намерении увеличить кредитный портфель среднего бизнеса в регионах на 30 — 35% к концу 2010 года на фоне прогнозируемого 10 — 15% роста финансирования в целом по рынку. В результате банк планирует выдать предприятиям более 90 млрд. рублей. Несмотря на отмечаемое ужесточение конкуренции в этом сегменте руководство ВТБ уверено в достижении намеченной цели за счет предложения оптимальных условий сотрудничества с представителями среднего бизнеса. О планах кредитной организации на 2010 год на встрече с представителями ведущих российских изданий 13 мая рассказал старший вице-президент Андрей Киселев.

«Ситуация меняется. Начинает активно работать реальный сектор экономики, оживляется сегмент среднего бизнеса, начинает взаимодействовать с банковским сектором», — пояснил вице-президет ВТБ, добавив, что в своих ожиданиях банк ориентируются на рост ВВП 4% — 5%.

По словам Андрея Киселева, с предприятиями среднего бизнеса, чья годовая выручка находится в диапазоне от 90 млн. рублей до 3 млрд. рублей, ВТБ готов работать максимально широко. Банк, в частности, активно кредитует предприятия отрасли торговли (доля в кредитном портфеле среднего бизнеса — около 40%), строительной отрасли, пищевой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, металлопереработки, сферы услуг, деревообработки и многие другие.

«Этот целевой сегмент, на наш взгляд, охватывает примерно 60 — 70 тыс. предприятий российской экономики, практически все отрасли промышленности. В работе с этими предприятиями мы для себя ставим целью темпы роста, вдвое превышающие среднерыночные, а именно 30 — 35%. Это тот уровень, который нам удавалось удерживать в докризисный период», — уточнил старший вице-президент банка.

Впрочем, только по итогам посткризисного 2009 года ВТБ удалось добиться увеличения клиентской базы среднего регионального бизнеса на 23%, — до 30 тыс. предприятий, — что свидетельствует об успешности применяемых кредитной организацией подходов.

Серьезным шагом на пути к реализации амбициозных планов финансового учреждения стала отмена централизации принятия решений по кредитам. Филиалам ВТБ была предоставлена возможность самостоятельно принимать решения о выделении финансирования, что призвано сделать этот процесс более оперативным. Ведь зачастую предприятиям необходимо в короткий срок получить деньги на пополнение оборотных средств; для некоторых из них в существующих условиях длительной оценки заемщика этот ориентир является определяющим в выборе финансово-кредитного учреждения.

«Для того, чтобы реализовать нашу цель, мы достаточно серьезно пересмотрели условия кредитования в сторону их улучшения для клиента. В кризис мы более консервативно подходили к оценке рисков: ввели ряд мер, таких как централизация принятия решений по кредитованию, ввели специальные системы мониторинга качества заемщиков, в том числе с превентивным анализом потенциальных рисков. Сейчас мы пошли по пути восстановления практически докризисных подходов, что предполагает, в первую очередь, повышение полномочий по принятию решений со стороны территориальных подразделений. Для корпоративного клиента очень важна оперативность рассмотрения проекта, обеспечить которую может компетентное подразделение, находящееся непосредственно в регионе, в нашем случае — филиал, который может самостоятельно рассмотреть заявку и в течение одной — двух недель принять решение по кредитному проекту», — заявил А. Киселев.

Среди весомых преимуществ банка можно выделить достаточно низкую стоимость заемных средств. По словам старшего вице-президента ВТБ, ставки по кредитам для среднего бизнеса на данный момент находятся в диапазоне от 11% до 13% годовых, тогда как на пике кризиса они доходили до 21% годовых. Руководство банка не исключает их последующей корректировки, и в то же время отмечает, что основной потенциал снижения практически исчерпан.

«Естественно, мы дополнительно усиливаем контроль качества кредитного портфеля и управления кредитными рисками в региональной сети, качества исполнения кредитных процедур. Мы внедряем современные технологии. В частности, в начале этого года у нас запущена новая система автоматизации кредитных операций, которая позволяет быстрее их проводить, лучше видеть происходящее, оперативней оценивать риски и принимать решения», — добавил А. Киселев.

Улучшение условий по кредитам коснулось также сроков и размера предоставляемых средств. Теперь по заявкам, рассматриваемым на местах, кредиты, обеспеченные недвижимостью, предоставляются на 2 года. Напомним, во время кризиса срок транша был ограничен одним годом. Кроме того, в рамках новой стратегии по развитию среднего бизнеса, расширен перечень филиалов, которым делегированы полномочия по предоставлению кредитов на финансирование капитальных затрат сроком до 3-х лет. Речь идет о 40 из 55 филиалов банка, в том числе о филиале Банка ВТБ в Екатеринбурге.

«Для клиентов с хорошим финансовым состоянием мы увеличили лимиты в 1,5 — 2 раза, что примерно составляет сейчас до 600 млн рублей на одного заемщика», — сказал руководитель кредитной организации.

А. Киселев напомнил, что банк ВТБ позиционирует себя как универсальный банк, поэтому не менее пристальное внимание кредитная организация уделяет работе в направлении привлечения пассивов, развитию расчетно-кассового обслуживания. Причем планы по развитию данных направлений не менее амбициозны.

«2009 год по привлечению был для нас достаточно успешным. Мы планируем пролонгировать этот успех и на 2010 год. Думаем, что нам удастся с опережением темпов рынка увеличить портфель пассивов на 25% и выйти к концу года на уровень 180 млрд. рублей. Этому будет сопутствовать развитие и модификация продуктового ряда. Мы планируем совершенствовать технологии расчетного обслуживания, что тоже очень важно с точки зрения комфорта для клиента. В этом году речь пойдет, в первую очередь, о развитии «Расчетного центра клиента». Кроме того, мы уже приступили к внедрению, сейчас идет пилотная часть новой модификации Интернет-банка, которая даст более расширенный функционал», — рассказал Андрей Киселев.

Немаловажным преимуществом Банка ВТБ является регулярная работа по повышению качества обслуживания клиентов. Еще в прошлом году руководство банка инициировало соответствующую программу, связанную с разработкой новых типовых стандартов в части коммуникации с клиентами, их информационного обеспечения, работы фронт-офисов.

«В текущем году все эти стандарты получат свое развитие. Мы рассчитываем на дополнительный эффект с точки зрения лояльности клиентской базы и хотели бы быть для наших клиентов основным расчетным банком. Это главная стратегическая цель банка ВТБ в части работы региональных подразделений с предприятиями среднего бизнеса», — подчеркнул Андрей Киселев.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
20.04.2012 ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» вошло в топ-30 банков по величине ссудного портфеля малого и среднего бизнеса

УрБК, Екатеринбург, 20.04.2012. ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» заняло 27-е место в рэнкинге банков по ...

31.05.2011 Филиал ОАО Банк ВТБ в Екатеринбурге: Мы обеспечиваем клиентам возможность пользоваться всем спектром услуг внутри Группы ВТБ для достижения максимальных результатов

УрБК, Екатеринбург, 31.05.2011. Группа ВТБ отводит ведущую роль в развитии основных направлений бизнеса банка, в ...

07.10.2010 В 2010 году ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» удвоило объем кредитов, выданных предприятиям малого и среднего бизнеса

УрБК, Екатеринбург, 07.10.2010. Агентство «РБК.Рейтинг» опубликовало исследование «Крупнейшие банки на рынке ...

20.05.2010 ВТБ намерен обойти конкурентов в сегменте кредитования среднего бизнеса

На протяжении последних месяцев 2010 года наблюдается рост кредитования реальной экономики. Как отмечают сами банкиры, ...

17.03.2010 ОАО «МДМ Банк» снижает стоимость кредитов для малого бизнеса

УрБК, Екатеринбург, 17.03.2010. ОАО «МДМ Банк» на территории сибирских и уральских офисов снижает процентные ставки по ...