Авторская колонка

Эксперт в сфере маркетинговых коммуникаций Александр Предеин о религиозном маркетинге

17 май 2010 (16:10)

Эксперт в сфере маркетинговых коммуникаций Александр Предеин
С позиции маркетинга, любая деятельность, вне зависимости от формы и содержания, направлена на удовлетворение определенных потребностей. Так, магазины и рестораны удовлетворяют потребности индивидуумов в пище, строительные компании – в жилье. Известные модели и иерархии потребностей не содержат специальной «религиозной» ступени или разновидности, однако очевидно, что человек обращается к религии с целью удовлетворить свойственные ему потребности в «приобщении к Богу», в соблюдении культурной традиции, в общении, и т.д.

Как известно из сочинений классиков, есть пять «факторов успеха» любой компании: наличие уникального товара, конкурентное ценообразование, удачное местоположение, успешное продвижение и грамотный персонал. Если на деле наличествует хотя бы один элемент маркетингового комплекса, компания небезнадежна, а если их пять – она просто обречена на успех! Церковь – не исключение, и ее деятельность направлена на сохранение «ядра» и увеличение числа сторонников. Оговоримся, что под церковью мы не подразумеваем определенную конфессию, религиозную организацию или объект: законы маркетинга одинаково применимы ко всем предприятиям и организациям, вне зависимости от видов их деятельности и форм собственности.

1. Продукт в религии – это то, что непосредственно удовлетворяет потребности прихожан. Например, человек имеет потребность в прощении грехов, значит в церкви ему должны предоставить такую возможность на определенных условиях. Если прощение грехов исключено, церковь такому человеку становится неинтересна. Стремясь к достижению своих целей, церковь делает «продукт» наиболее конкурентоспособным: ассортимент и форма совершаемых обрядов соответствуют потребностям прихожан, богослужения осуществляются на понятном языке, устанавливается удобный график служб, создаются и переоборудуются здания, удобные для верующих и т.д.

2. Местоположение конкретного здания (собора, мечети, синагоги и т.д.) – важнейший аспект его привлекательности. Поскольку любая церковь – это сетевая организация с большим числом религиозных объектов, последние должны быть распределены равномерно, в соответствии с местами проживания и скопления прихожан. «Свято место пусто не бывает»: этот тезис наглядно иллюстрирует Екатеринбург: в огромном юго-западном жилом массиве нет ни одного православного прихода, и, в то же время, имеется два значимых храма других христианских конфессий. Покуда екатеринбургская епархия сосредоточилась на массовом строительстве храмов в центре города, его густонаселенные спальные окраины становятся прибежищем для ее конкурентов.

3. О цене как элементе комплекса маркетинга мы говорить не будем, отмечая однако, что установление запредельных (неконкурентных) цен наверняка негативно сказывается на любой деятельности.

4. Продвижение в религии имеет огромное значение, многие церковные организации активно применяют новейшие формы коммуникации, открывая представительства в интернете, вовлекая новых прихожан с использованием сетевых технологий, используя методы прямого маркетинга, рекламы и PR.

5. Персонал имеет особое значение в сфере, связанной с удовлетворением нематериальных потребностей. Доброжелательность и отзывчивость служителей – весомое конкурентное преимущество любой церкви.

Другие материалы по теме: