26.04.2010

«Родина»: особенности позиционирования

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает особенности позиционирования жилого объекта, возводимого компанией «Интекс».

Вопреки кризису, в Екатеринбурге практически одновременно начали строиться несколько жилых высоток, претендующих на звание жилья бизнес-класса. Девелоперы объясняют высокий уровень набором таких неотъемлемых условий, как теплый и вместительный паркинг с автомойкой для жильцов, стойка консьержа, ночное обслуживание в квартирах, большая дворовая территория, служба безопасности и видеонаблюдение.

«Родина»

Один из таких объектов — клубный дом «Родина» — ведет достаточно агрессивную рекламную кампанию, чем вызывает множество вопросов у потребителей. 21-этажное строение на пересечении улиц Папанина и Энергостроителей позиционируется как одна из «элитных» высоток, в то время как по целому ряду параметров не может претендовать на подобный статус.

Один из таких параметров — расположение будущего дома.

По заявлениям застройщика «Родины» — ООО «Интекс», жилой комплекс — все равно что 5-звездочная гостиница, с одним лишь отличием — без особых изысков в архитектуре. Зато придомовая территория, по заверениям авторов жилого комплекса, будет претендовать на твердую «пятерку»: «закрытый двор с детскими площадками и местами отдыха для взрослых под видеонаблюдением».

Однако фактически строителям придется оборудовать детскую площадку прямо во дворах у близстоящих хрущевок. Старые, непривлекательные и густонаселенные дома как раз окружают «Родину» с трех сторон, с четвертой прилегает улица Папанина.

Вопреки проекту, представленному на официальном сайте «Родины», дворовой территории у дома нет. Вместо нее вплотную к строящемуся зданию располагается действующая школа с дошкольными учреждениями. Каким образом застройщик планирует расширить зону отдыха для жильцов — не ясно, возможно, в проекте предусмотрен снос не только барачного жилья, расположенного на противоположной стороне, но и самой школы. Только в этом случае местность будет походить на заявленный архитектурный проект.

Впрочем, перспектива сноса вполне дееспособного образовательного учреждения маловероятна. Политика городской администрации на сегодняшний день однозначна: образовательных учреждений не хватает, их нужно восстанавливать, а о сносе и речи быть не может.

Застройщики уверяют, что большинство бараков расселены компанией «Уралэнергостройкомплекс», оставшаяся часть будет освобождаться, «как только появятся деньги». На месте оказывается, что средств на переселение понадобится довольно много: к КД «Родина» прилегает целый барачный квартал. Судя по окнам домов, квартал довольно густо заселен.

Аналогичная ситуация с транспортными потоками. Ближайшая крупная улица — Челюскинцев. Однако для того, чтобы до нее добраться, необходимо преодолеть узкие и практически круглосуточно загруженные Папанина и Энергостроителей. Две другие улицы — Юмашева и Хомякова, по признанию самих строителей, также являются проблемными.

«Там действительно существуют проблемы на сегодняшний день, однако, по моей информации, там улица Крылова будет односторонней, поэтому эти улицы будут разгружены», — уверен генеральный директор компании-застройщика ООО «Интекс» Александр Невмержицкий.

Мнение застройщика

То, что продать жилье в КД «Родина» с имеющейся инфраструктурой будет довольно проблематично, признает и застройщик.

«Квартиры будут проданы, наверно, где-то ближе к концу строительства, даже, наверное, дальше. Когда дом будет построен, будут основные продажи построенных квартир», — предположил А. Невмержицкий.

К этому времени, чтобы оправдать собственные прогнозы, компании «Интекс» придется облагородить весь окружающий «Родину» квартал. Но, учитывая предыдущий опыт компании, понадобится гораздо больше средств и времени, чем изначально заявлено в проекте. ООО «Интекс» позиционирует себя как успешный девелопер, на счету которого торговый центр на перекрестке улиц Малышева — Московская, якобы введенный в эксплуатацию в 2009 году. На деле же строители безымянного торгового центра только месяц назад приступили к внутренней отделке.

«Безумцы»

Впрочем, не меньше вопросов вызывает и форма рекламной кампании «Родины». По мнению ряда экспертов, она может вестись с нарушением авторских прав производителей телевизионной и кинематографической продукции.

Так, в апреле 2010 года сразу несколько екатеринбургских глянцевых журналов вышли с рекламой жилого дома «Родина». В материале екатеринбургские киноманы узнали героев известного американского телесериала «Mad Men» (в русском переводе известен как «Безумцы») производства телекорпорации АМС.

Более того, как определили эксперты, основу макета составляет незначительно измененная рекламная фотография, сделанная для продвижения третьего сезона сериала, опубликованная в американском издании New York magazine. От оригинального снимка макет «Родины» отличается только появлением стилизованного столба с указателями.

Как следует из подписи к фотографии, снимок и все права на него принадлежат корпорации АМС. Право собственности подтверждено американским, международным и российским законодательством.

Использование этих персонажей удивило экспертов. Действие в сериале происходит в Америке 60-х годов, все главные герои живут в собственных коттеджах. Ничего похожего на жилые многоэтажки в фильме просто нет.

Тем не менее сам факт использования героев известного американского сериала в рекламе российского строительного проекта вызвал определенный интерес. Прежде всего, наблюдателей заинтересовала сложная юридическая коллизия, связанная с передачей прав на использование и изменение известного рекламного фотоснимка. Однако ООО «Интекс» фактически заявило о том, что авторские права на данное изображение, право его изменения и использования у правообладателя не приобретало.

Юридическая сторона вопроса

«12-я статья Гражданского кодекса допускает использование информации, находящейся в свободном общественном доступе. Поэтому я считаю, что используем фотографию мы законно», — заявил директор ООО «Интекс» Андрей Невмержицкий.

Между тем специалисты в области авторского права считают, что в данном случае Андрей Невмержицкий может ошибаться. Указанный материал является объектом интеллектуальной собственности и защищен российским и международным правом. Любое его использование без соответствующего юридически оформленного разрешения со стороны правообладателя является нарушением закона. По мнению экспертов, в данном случае речь может идти о незаконном использовании чужой интеллектуальной собственности и нарушении авторских прав, по сути — о пиратстве. Согласно 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации, это действие является противоправным. Более того, наказание за противозаконное использование чужой интеллектуальной собственности предусмотрено 146-й статьей Уголовного кодекса РФ.

«Мое мнение таково: в данной ситуации известен правообладатель фотографии, и потому любое использование снимка без соответствующего договора передачи авторских и других смежных прав можно квалифицировать как незаконное. Более того, в данном случае мы наблюдаем изменение первоначального снимка, что требует отдельного разрешения правообладателя. Безусловным нарушением закона является отсутствие указания авторства снимка и его правообладателя в рекламном макете. Такая передача прав может быть осуществлена только в форме соответствующего юридически оформленного договора и, как правило, осуществляется за существенное вознаграждение. Если такого договора нет, то мы можем говорить о нарушении авторских прав», — заявил УрБК адвокат Сергей Байгулов.

«Учитывая, что снимок был сделан с рекламными целями — для продвижения сериала «Mad Men», — правообладатели вряд ли будут заинтересованы в его использовании для рекламы другой компании. В данном случае мы видим, что рекламируется не сериал, а фото используется для других коммерческих целей. Правообладатель или его представители в России могут предъявить иск в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о выплате компенсации. В сумму иска могут быть заложены все расходы корпорации на создание снимка, включая гонорары актеров и фотографа, а также сумма незаконного обогащения компании и имиджевый ущерб. В зарубежной практике суммы подобных исков могут составлять миллионы долларов», — отметил С. Байгулов.

Ларго Винч

Схожие вопросы появились у экспертов и к наружной рекламе «Родины». В билбордах компании оказались использованы образы европейского кинематографа, в частности — образ Ларго Винча, персонажа одноименного французского фильма. Для изготовления плакатов была использована рекламная фотография актера Томера Сисли, сыгравшего Ларго Винча. Авторские права на продукт принадлежат кинокомпании Pan européenne Production, Франция.

Указанный материал также является объектом интеллектуальной собственности и защищен российским и международным правом. Любое его использование без соответствующего юридически оформленного разрешения со стороны правообладателя является нарушением закона. По словам специалистов, в данном случае речь может идти о незаконном использовании чужой интеллектуальной собственности и нарушении авторских прав. Согласно 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации, это действие является противоправным. Более того, наказание за противозаконное использование чужой интеллектуальной собственности предусмотрено 146-й статьей Уголовного кодекса РФ.

Добавим, что фотография актера Томера Сисли, исполнившего роль Ларго Винча, как и в случае с «Mad Men», была сделана для рекламы фильма. Соответственно, ситуация, как и ее последствия, абсолютно идентичны.

Перспективы

Можно ожидать, что скандальная ситуация продолжит развиваться, причем не исключено, что и в судебном порядке. Правообладатели и их российские представители уже получили информацию об инциденте. Общественность ждет их ответной реакции, в том числе и судебных исков. Вопросами использования чужой интеллектуальной собственности в рекламе уже заинтересовалось Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Можно ожидать, что уже в ближайшее время данная ситуация разрешится. Какие последствия это будет иметь для репутации ООО «Интекс» и как скажется на продажах квартир в «Родине», остается только догадываться.
Вернуться в раздел » VIP-консультант
Материалы по теме
22.04.2010 ООО «Интекс» вновь использует чужую интеллектуальную собственность

Вероятность громкого международного скандала с участием уральского застройщика ООО «Интекс» возрастает. Новый инцидент ...

15.04.2010 «Безумцы» на службе «Родине»

Строительный проект «Родина» компании «Интекс» может оказаться в центре громкого международного скандала. ...

14.04.2010 «МК-Урал» и Евгений Фёдоров: Распродажа «Родины»

Оправдается ли новый проект ООО «Интекс»? Несмотря на то, что даже такие «флагманы» строительного рынка Екатеринбурга, ...

14.04.2010 «МК-Урал» и Евгений Фёдоров: Распродажа «Родины»

Оправдается ли новый проект ООО «Интекс»? Несмотря на то, что даже такие «флагманы» строительного рынка Екатеринбурга, ...

08.04.2010 «Родина» у каждого своя: элитный жилой комплекс построят среди бараков (есть видео)

Вопреки кризису, в Екатеринбурге практически одновременно начали строиться несколько жилых высоток, претендующих на ...