Обзор прессы
27.02.2010

«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Тратить бюджет на конкретные цели

На этой неделе в прессе открылась дискуссия по обнародованной Минфином РФ Программе повышения эффективности бюджетных расходов. Эксперты уже оценили её как заявку на полномасштабную реформу государственного финансирования, которая подразумевает, что за ближайшие пару лет в бюджетной политике России должен утвердиться так называемый программно-целевой принцип: власть ставит измеримые цели, и деньги выделяются под конкретный результат.


Опробовать программу Минфин предполагает уже при подготовке бюджета-2011, а трёхлетку 2012—2014 планируется полностью готовить по новой методике. Согласно календарному плану на этот год, программу Минфина обсудят в регионах, приведут в соответствие с ней ряд федеральных законодательных актов и аналогичные региональные уложения. Добавлю, что затеваемая реформа — часть концепции модернизации страны, изложенной Президентом в его Послании Федеральному Собранию в ноябре прошлого года.


Сформулированная Минфином идеология бюджетного строительства предписывает наличие долгосрочных целевых программ (ДЦП), причём в «карте ДЦП» указываются все этапы достижения заявленной цели и перечень задач и мероприятий для её достижения. При этом особый акцент делается на «тесную увязку стратегического и бюджетного планирования», «внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти [регионов] и органов местного самоуправления», на формирование долгосрочного («на срок не менее 12—15 лет») экономического и бюджетного прогноза (бюджетной стратегии).


Если высказать мысль по-простому, то это означает, что в каждом субъекте РФ, в муниципалитетах обязательной станет документально зафиксированная территориальная стратегия, цель которой — обеспечение «роста уровня и качества жизни населения» и условий для «устойчивого экономического роста, создания благоприятного инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии». Бюджет, построенный на инвестиционной базе с применением практики государственно-частного партнёрства, должен обеспечить это развитие. Федеральные ДЦП, понятно, вырастают из массы региональных нужд, и бюджет Федерации подкрепляет стратегию территорий и общероссийские программы.


Например, если на уровне Свердловской области введут ДЦП по строительству детсадов для окончательного закрытия наболевшей проблемы (такое предложение, идущее от мэрии Екатеринбурга, мы знаем, региональными властями уже рассматривается), её вполне можно будет вывести и на общероссийский финансовый уровень и решить в течение нескольких лет. Или, скажем, Федерация примет ДЦП по обеспечению, допустим, в реально обозримые сроки 50% пассажирских перевозок в мегаполисах России метрополитеном и выделит под программу существенные деньги — считай, Екатеринбургу уже не придётся в одиночку, только за счёт муниципальной казны, вести стройку своей подземки.


Можно навскидку назвать ещё с десяток первоочередных социально-экономических направлений, без инвестиционного обеспечения которых в принципе невозможна модернизация страны: связь, дорожное строительство, глубокая реконструкция инженерных сетей, подготовка высококвалифицированных кадров, возрождение отечественной фармацевтики, рост качества российского образования etc. Одновременно очень интересна судьба «священных коров» — структур, на которые налогоплательщики тратят астрономические суммы, но спросить результаты считается едва ли не богохульством. Например — а стоит ли затрачиваемых на него денег МВД?


Надо полагать, в Свердловской области грядущая бюджетная реформа найдёт своих сторонников. Достаточно сказать, что Екатеринбург — пионер составления долгосрочных программ, его Стратегический план развития стал образцом для большинства российских муниципалитетов и даже регионов; принцип инвестиционного построения бюджета — ставятся задачи, и под них изыскиваются ресурсы — апробирован у нас давно. Всё это стимулирует развитие города. Изложенный новым руководством области проектный метод социально-экономического переустройства региона также вписывается в стратегическую логику программно-целевого планирования бюджета.


Переход к ДЦП позволит, на мой взгляд, повысить эффективность бюджетных расходов. Появляется реальная возможность расходовать ресурсы равномерно и тогда, когда в них действительно есть нужда. Не секрет, что сегодня деньги на ремонт дорог, расписанные на год, могут прийти оптом и — под зиму; финансирование работ в ЖКХ откроют тогда, когда люди и техника из-за вынужденных простоев переброшены на другие объекты — куда деньги поспели. Бюджетная реформа предполагает, что деньги в рамках конкретной стратегической программы легче сбалансировать, а администраторы программ смогут проявить большую гибкость «в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей».
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
16.10.2013 В Свердловской области принята госпрограмма управления финансами до 2020 года

УрБК, Екатеринбург, 16.10.2013. Правительство Свердловской области приняло программу «Управление государственными ...

02.02.2011 К 2013 году все расходы бюджета Челябинской области планируется осуществлять в рамках целевых программ

УрБК, Челябинск, 02.02.2011. В соответствии с недавно утвержденным правительством Челябинской области планом повышения ...

10.06.2010 В Челябинской области началась работа по формированию областного бюджета на 2011 год

УрБК, Челябинск, 10.06.2010. В Челябинской области началась работа по формированию областного бюджета на 2011 год. В ...

13.04.2010 «Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Бюджет всё же изменит ориентиры и принципы

Перед выходными заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщила, что срок внесения проекта бюджета России ...

20.01.2010 «Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Инвестиционный и целевой бюджет развития»

В Правительстве РФ готовят Программу повышения эффективности бюджетных расходов. Главная линия в документе — увеличение ...