Обзор прессы
22.01.2010

«Ведомости», Анастасия Дагаева и Елена Мазнева: ««ВИМ-авиа» долеталась»

Еще одна крупная авиакомпания — «ВИМ-авиа» может стать банкротом. Этого добивается один из ее кредиторов, владелец бизнес-перевозчика «Тулпар»


В Арбитражный суд Москвы поступило заявление о банкротстве восьмой по величине авиакомпании России — «ВИМ-авиа». Заявитель — Волжско-Камское судоходное общество (ВКСО), сказано на сайте суда. Сумма претензий не раскрыта; рассмотрение назначено на 8 февраля.


Задолженность небольшая и не критична для компании, уверяет представитель «ВИМ-авиа»: стороны договариваются о погашении долга, все будет выплачено до судебного заседания. По его словам, у «ВИМ-авиа» не было долгов перед ВКСО, истец получил их от других кредиторов. Детали представитель «ВИМ-авиа» не раскрыл, а телефоны ВКСО вчера не отвечали.


Пять лет назад «ВИМ-авиа» была самым крупным чартерным перевозчиком России и лидером по динамике роста. Своим именем она обязана создателю и первому гендиректору Виктору Ивановичу Меркулову — из его инициалов получилось ВИМ. История перевозчика началась в 2002 г. с четырех Ил-62 и Ан-12, выполнявших рейсы в Китай и Таиланд. Два года компания держалась около 40-го места среди отечественных авиакомпаний. Но все изменилось в 2004 г., когда «ВИМ-авиа» купил ее нынешний хозяин — Рашид Мурсекаев, сколотивший капитал на поставках китайского ширпотреба, акциях режимных и судоходных компаний. Он сменил парк перевозчика, заказав 12 подержанных Boeing. И за год «ВИМ-авиа» взлетела на 6-е место, обойдя бессменного лидера чартерных перевозок — «Трансаэро».


Первые проблемы начались в 2006 г., когда «ВИМ-авиа» скопила почти 7 млрд руб. долгов. Менеджеры «Аэрофлота» и «Сибири» рассказывали «Ведомостям», что Мурсекаев хочет продать компанию. Предприниматель это опровергал.


Вторая волна кризиса пришлась на 2008 г.: перевозки «ВИМ-авиа» упали сразу на 25%. А осенью 2009 г. Росавиация назвала перевозчика в числе тех, кто в группе риска из-за сложного финансового состояния.


Насколько серьезной была ситуация — не ясно: в открытых источниках есть лишь данные Росстата о финансах головной компании — ООО «ВИМ-авиа» за 2008 г. (см. www.vedomosti.ru). С 2008 г. только на сайте московского арбитража зарегистрировано 88 исков к «ВИМ-авиа» на общую сумму 812 млн руб. Правда, почти половина приходится на «БТА банк», а его представитель говорит, что все урегулировано и иски отозваны.


Основной владелец ВКСО — пермский предприниматель Михаил Антонов: у него 76%-ная доля, еще 24% — у подконтрольной ему же Камской судоходной компании (данные СПАРК и ЕГРЮЛ).


Других исков к «ВИМ-авиа» от судоходного общества на сайте московского арбитража нет. Зато судилась его «дочка» — авиакомпания «Тулпар»: за 2009 г. она подала пять исков к «ВИМ-авиа» на 56,5 млн руб. Представитель «ВИМ-авиа» комментировать это отказался. Получить комментарии «Тулпара» не удалось.


Едва ли иск о банкротстве «ВИМ-авиа» — элемент конкурентной борьбы, ведь «Тулпар» специализируется на бизнес-авиации, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев: «Скорее всего, это лишь способ давления, чтобы выбить долги». Банкротство «ВИМ-авиа» не грозит, уверен эксперт. В последние годы компания снизила пассажирооборот, но выбрала правильную стратегию — не стала гнаться за объемами, сосредоточившись на нескольких прибыльных маршрутах (летает в Барселону, Римини, на Тенерифе, в Салоники и проч.), добавляет Пантелеев.


Бывший сотрудник «ВИМ-авиа» не согласен: у компании нет будущего, считает он, перевозчик потерял позиции на чартерном рынке и не смог пробиться на регулярные направления.


В 2009 г. Россия уже потеряла 18 авиакомпаний. Речь прежде всего об обанкротившихся перевозчиках альянса «Эйрюнион», «КД авиа» и грузовой компании «Аэрофлот-карго». Но с «ВИМ-авиа» ситуация другая, уверяет чиновник Росавиации: у перевозчика, естественно, есть проблемы, но не настолько серьезные, чтобы привести к банкротству, как случилось с «Красэйр», «КД авиа» и остальными.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
16.11.2011 ОАО «Владивосток Авиа» закрывает представительство в Екатеринбурге

УрБК, Екатеринбург, 16.11.2011. ОАО «Владивосток Авиа» закрывает представительство в Екатеринбурге. Такое решение было ...

26.01.2010 Калининградский арбитражный суд рассмотрит дело о банкротстве ОАО «Авиакомпания «КД авиа»

УрБК, Москва, 26.01.2010. Калининградский арбитражный суд рассмотрит дело о банкротстве ОАО «КД авиа»; 26 января ...

22.01.2010 ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» может быть признано банкротом

УрБК, Москва, 22.01.2010. В отношении ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» подано исковое заявление о банкротстве. Истец — ...

28.10.2009 В Екатеринбурге ОАО «КД Авиа» и ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» предъявлены претензии в неоплате за аэропортовое обслуживание

УрБК, Екатеринбург, 28.10.2009. В арбитражном суде началось рассмотрение дела по исковому заявлению ОАО «Аэропорт ...

02.09.2009 «КД Авиа» прекратила продажу билетов

Калининградская авиакомпания «КД Авиа» остановила продажу билетов и сообщила Росавиации о возможности прекращении ...