VIP-Интервью
23.12.2009

Вячеслав Трапезников: СРО даст возможность провести переоценку и очистку строительного рынка

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Гильдия строителей Урала»На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил исполнительный директор некоммерческого партнерства «Гильдия строителей Урала».

— Вячеслав Анатольевич, с 1 января 2010 года все строительные организации России должны будут объединиться в саморегулируемые организации. Каковы цели этого процесса? Зачем СРО нужны строителям и государству?

— В последнее время политика нашего государства направлена на максимальную дебюрократизацию экономической сферы. Оно хочет стать более открытым, прозрачным, понятным для бизнеса и общества. Одним из шагов в этом направлении и становится создание саморегулируемых организаций — СРО.

Мы наблюдаем уникальный момент для всей российской истории: государство само осознанно передало в частные руки одну из своих функций, а именно выдачу лицензий и разрешений на право производства неких ответственных работ. Из рук чиновников эти функции переданы общественным организациям, объединениям профессионалов, на которые государство не имеет рычагов давления. Не припомню, когда такое было, за исключением, наверное, адвокатских палат и СРО арбитражных управляющих. Тем самым государство переходит на принципиально иной уровень открытости.

Получение строителями свидетельств о допуске с 1 января становится обязательным. И теперь только СРО открывают допуск для функционирования на строительном рынке, где раньше только государство выдавало разрешение на ведение деятельности. И тот, кто хочет продолжать свою деятельность, должен ориентироваться на вступление в СРО в обязательном порядке.

Для реальных строительных компаний, которые зарегистрировались не для того, чтобы торговать тендерами или заниматься обналичиванием под прикрытием строительных лицензий (а такие случаи имелись), эта реформа — благо. Строителям появление СРО даст возможность провести переоценку и очистку рынка. Приведу простой пример: к настоящему моменту в Свердловской области выданы тысячи лицензий на строительную деятельность. Но только около 600 компаний вступили в СРО. Остальные, скорее всего, пустышки.

— Какова ситуация с СРО в Свердловской области? Какую роль в ней играет ваша организация?

— С гордостью хочу сообщить, что наша СРО «Некоммерческое партнерство «Гильдия строителей Урала» уже создана и начала работать. Оформление всех необходимых документов заняло несколько месяцев. Последние согласования и подписания вымотали нам немало нервов. Но на данный момент процесс завершен, СРО готова к работе на рынке. В нашей СРО на сегодня уже состоит 211 компаний, и число их будет расти, несмотря на высокий вступительный и ежегодный взносы.

Законодатель определил только минимальный размер взноса в компенсационный фонд — 300 000 рублей плюс страховка, оставляя вступительный взнос на наше усмотрение. Когда мы начали создавать СРО в самый разгар кризиса, у нас было желание сделать маленький входной порог в 5000 рублей. Потом, в ходе работы над документами и устранения замечаний Ростехнадзора, мы поняли, что принципиально сделать вступительный и ежегодный взносы намного больше. Сегодня они составляют по 100 000 рублей. И нас не волнует, что можно найти дешевле. Мы знаем, что большая часть крупнейших строительных компаний города входят в нашу организацию, и мы должны защищать круг их интересов от того, чтобы не появились проходимцы.

Мы — не единственная региональная организация подобного рода. В Свердловской области зарегистрированы три СРО. Такого количества организаций нет ни в одном регионе России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Это значит, что у нас есть потрясающая строительная база и возможности для развития.

— Какова роль СРО в контроле над строительными компаниями? Что входит в сферу их ответственности?

— СРО — целевой инструмент, который отвечает за безопасность объектов капитального строительства. Мы проверяем соблюдение технологий производства работ и осуществление связанной с ними деятельности, влияющей на безопасность.

Мы отвечаем за жизнь и здоровье людей, имущество физических и юридических лиц, экологические последствия, а также неприятности, связанные с нанесением вреда памятникам архитектуры, за все, что связано с имуществом или интересами муниципальных образований и государственных структур.

Если раньше у строителя случались нарушение технологии или правонарушение, пострадавшее лицо оставалось с ним один на один. Сегодня у него появились мощные механизмы защиты своих прав. Помимо строителя, появилось еще две линии ответственности. Первая — обязательное страхование ответственности застройщика. Сумма страховки — от 1 до 100 млн. рублей. В среднем у каждого члена СРО страховка составляет 20—50 млн. рублей. Это значит, что пострадавшего не будет интересовать финансовая состоятельность компании, поскольку он может обратиться к страховщикам, которых мы выбирали очень и очень тщательно. СРО крайне серьезно относится к этому вопросу. Мы как коллективное образование и оптовый заказчик имеем уникальную возможность ставить условия и заставляем страховые компании принимать на себя максимум рисков.

Вторым форпостом ответственности становится наш компенсационный фонд. Если по какой-то причине страховки не хватило или она не была выплачена, пострадавший имеет право обратить взыскание на средства СРО. На сегодняшний день в нашем компенсационном фонде лежит порядка 50 млн., а будет еще больше. Ведь мы не имеем права расходовать собранные средства. Они лежат на счете в банке и растут за счет процентов.

Есть и дополнительный уровень ответственности. Мы рассматриваем возможность страхования компенсационного фонда. В случае, если выплата из компенсационного фонда состоится, законодатель обязывает нас пополнить его в течение 2 месяцев. В этом и заключается механизм круговой поруки. Если СРО за кого-то заплатило, то все члены обязаны пополнить компенсационный фонд. Мы ведем переговоры со страховыми компаниями и хотим дополнительно застраховать фонд от возможных выплат из него.

— СРО несет серьезную ответственность за своих членов. Но как оно контролирует их?

— Ответственность — это одна сторона медали. Но для того, чтобы надлежащим образом ее нести, нам были переданы функции контроля. Мы не просто «золотой теленок», к которому можно приходить и предъявлять претензии.

Во многом на нас будут возложены функции стройнадзора. Мы проверяем компании по всем вопросам, которые связаны с безопасностью проведения строительных работ, а это самый широкий спектр вопросов. Мы вправе спрашивать о наличии техники, материалов, сертификатов переобучения, допуска, квалификации персонала, поверять выполнение технологий, требовать устранения нарушений, реагировать на жалобы, принимать дисциплинарные меры вплоть до приостановления допуска. А приостановление допуска означает остановку деятельности строительной организации. При этом мы не обращаемся в суд, как госорган, поскольку наделены правом принимать решения. Естественно, это очень серьезный набор полномочий. И одна из задач конца декабря и начала января состоит в том, чтобы научиться пользоваться этим инструментом. Нужно научиться синхронизировать свои возможности и действия с интересами профессионального сообщества, деятельностью федерального Ростехнадзора и управления Госстройнадзора области.


— Как это будет осуществляться на практике?

— У нас уже есть штат специалистов, который занимается обеспечением функций работы контрольного комитета, всем, что связано с рассмотрением жалоб и обращений в дисциплинарный комитет, принятием решений о привлечении к ответственности. У нас есть комитет по правилам и стандартам, который разрабатывает и утверждает внутренние нормативы, так называемые саморегулируемые стандарты. На сегодня штат сформирован на 100% и уже выполняет профессиональные задачи. С 1 января мы должны будем выполнять их в режиме обязательного плана проверок, который должны защитить на совете партнерства до нового года.

— Какие требования предъявляются к строительным организациям при вступлении в СРО?

— Первое и главное требование — наличие персонала. Должны быть работники, имеющие профильное профессиональное образование. Второе требование заключается в наличии профессиональной переподготовки. Не позднее 5 лет каждый из заявленных специалистов должен пройти переподготовку установленного образца. Это 2 стоп-фактора. Остальное на сегодняшний день оставлено на усмотрение совета. Возможно, будут прописаны репутационные требования, финансовое состояние, наличие оборудования, качество менеджмента.

Что касается репутации, я могу сказать, что механизм работает. Не буду называть имен, но наш совет за последний месяц отклонил заявки 2 компаний именно по этой причине. При соблюдении ими формальных правил, мы сочли невозможным их прием.

— Все равно возникает подозрение, что организация создана строителями и будет защищать в первую очередь их интересы.

— Именно поэтому строителей заставили отвечать за деятельность СРО деньгами. Представьте себе ситуацию: за столом сидят, условно говоря, 20 строителей, рассматривают вопрос нового члена организации и видят, что при заливке использована не та марка бетона, а это серьезный технологический просчет. И если речь идет о 3-м этаже в 20-этажном здании, то при всем взаимоуважении строители предъявят претензии и спросят, несмотря на чины и звания. Ведь в случае обрушения отвечать им придется своими деньгами.

— Не приведет ли конкуренция между различными СРО к тому, что они начнут снижать планку требований?

— Это было первое опасение государства при начале реформы. Скажем честно, в чем была главная проблема лицензирования? Ни в чем, кроме того, что лицензии продавались. Об этом публично говорится на всех уровнях.
Какую задачу ставил себе Ростехнадзор, когда начал регистрировать строительные СРО? Исключить продажу допусков. И они создали жесточайшую систему отбора. Так, к регистрации допущены только СРО, объединяющие не менее 100 реально работающих компаний и собравшие значительный компенсационный фонд. Люди по 4—6 раз сдавали документы, был сделан максимально сложный вход.

Когда вы собрали такой объем документации, вам уже не захочется рисковать своей работой для того, чтобы продать пару допусков. Не тот уровень рисков.

— Насколько территориальными являются эти СРО? Есть ли у вас возможность выходить в соседние регионы и будете ли вы этим заниматься?

— Еще до появления статуса у первого областного СРО — Союза строителей — в Екатеринбурге открылось представительство московского Межрегионального объединения строителей. Это первое в России СРО, созданное бывшими руководителями Росстроя и Госстроя. Наши строители пошли туда не очень активно. В то время у нас было сильное сообщество, которое было ориентировано или на Ассоциацию строителей Екатеринбурга, на базе которой мы были созданы, или на Союз строителей Свердловской области. И все наши строители были своевременно проинформированы, что мы создадим свое и не надо никуда входить. На сегодня ситуация с СРО следующая: в Тюмени — 1, в Перми — 1, в Челябинске — 1, и в Екатеринбурге — 3. Мы знаем, что это реальные, серьезные организации, и общаемся на равных. У нас нет внутренних конфликтов, мы знаем, кто на какую группу ориентирован.

При этом мы стараемся не уподобляться москвичам и работать в своем регионе. На это есть серьезные причины. На прошлой неделе нам подала заявку челябинская компания, и мы ей отказали. Отказали потому, что не считаем возможным принимать решение за челябинских коллег. Дело в том, что мы не в состоянии эффективно контролировать челябинскую компанию, у нас там нет филиала. Мы не берем на себя эти риски. Формально в законе нет территориальных ограничений, мы можем выдавать допуски, которые будут работать по всей России. Но реально профессиональное сообщество концентрировано по субъекту Федерации.

— А нет ли угрозы, что СРО из других регионов дадут допуск нашим недобросовестным компаниям?

— Формально компания, получившая допуск от СРО, на территории России может работать где угодно. Но у всех СРО в том или ином виде есть правило, что их члены при работе отдают предпочтение друг другу. В строительстве всегда есть цепочка связей, кооперация внутри сферы капитального строительства. Если вы работаете с чужими, то мы имеем право спросить, почему вы выбрали именно этого субподрядчика. Потому что, беря, например, сахалинского подрядчика, компания увеличивает наши риски.

Уверен, что со временем сформируется рейтинг компаний. Заказчик будет знать, что, условно говоря, с компаниями, входящими в состав Гильдии строителей Урала, стоит работать, а входящими в другие СРО — нет. Любая СРО заинтересована в укреплении своей репутации. Для нас это валюта, которая важнее денег и компенсационного фонда.

Заказчик, обращаясь к организации, входящей в московскую СРО, должен понимать, что у них нет ни механизма, ни ресурса, который позволит влиять на ее члена, физически работающего в Тагиле, Новоуральске или Екатеринбурге. В лучшем случае это один человек на субъект Федерации, который осуществляет продажи. У нас же такие ресурсы есть.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
25.03.2010 Сергей Лекомцев: Мы укрепляем свои позиции за счет грамотной работы

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ...

25.03.2010 Сергей Лекомцев: Мы укрепляем свои позиции за счет грамотной работы

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ...

02.03.2010 Исполнительный директор СРО «НП «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников: Страховые компании, работающие с нашей СРО, прошли жесткий отбор

УрБК, Екатеринбург, 02.03.2010. «По законодательству мы обязаны застраховать каждого члена нашей СРО. Для страхования ...

18.12.2009 Союзу проектировщиков «Евразия СРО» отказано во внесении в Реестр СРО

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору отказала екатеринбургскому Союзу ...

05.08.2009 Президент Союза строителей Урала: С введением СРО есть риск потери около 200 строительных компаний

УрБК, Екатеринбург, 05.08.2009. «Строителями отмена лицензирования и введение саморегулируемых организаций восприняты ...